Особым направлением в деятельности педагога является работа с детьми с ограниченными возможностями. Исходя из опыта общения в разных субъектах РФ, можно сделать вывод, некоторые позиции в работе иногда упускаются из вида. В этой статье мы уделим внимание законодательным основам образования обучающихся с ОВЗ, т.к мы несем огромную ответственность при работе с этими детьми.
Нельзя сказать, что дети с ОВЗ это новый кластер, который появился совсем недавно. Раньше они назывались дети с нарушениями развития. Этот термин переименовали в 2005 году, при этом изменилось не только название. Была увеличена категория детей и подход к педагогической деятельности стал другим. Так почему же так активно стали обсуждать то, что мы должны предоставить детям с ОВЗ возможность обучаться в любой общеобразовательном учреждении?
2012 год стал переломным моментом в системе российского образования. 3 мая Медведев подписал федеральный закон - «О ратификации Конвенции прав инвалидов». Она была первым шагом к тому, что государство обязано обеспечить равные права по получению образования, в том числе детей с инвалидностью. Буквально на следующий месяц появляется «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Сейчас она обновляется, т.к. 2017 год заканчивается.
Что же принесла эта стратегия ?
Именно в этом тексте есть слова, относящиеся к родителям, которые перевернули нашу с вами жизнь. Кроме доступности общего образования, есть очень важная мера, которая гарантируется государством через последующее принятие законов. Это соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Это говорит о том, что только родитель вне зависимости от состояния здоровья, национальной принадлежности и других факторов решает куда пойдет учиться его ребенок. Образовательная организация в этом отношении полностью бесправна. Более того дети с инвалидностью пользуются приоритетом при приеме в учебное заведение, даже отсутствие мест не может послужить им отказом. Наряду с общеобразовательными учреждениями точно такую же ответственность несут органы социальной защиты населения.
Также появился очень значимый момент – система уровней образования.
Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Завершенный – значит, что уровень образования должен быть освоен.
Эти ступени были и раньше, при этом не было таких жестких разграничений в описании уровней образования как в ФЗ от 29.12.2012 об образовании в РФ. К уровням образования были отнесено и дошкольное образование. Всего их 4.
Основная образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который предоставлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, а также оценочных и методических материалов.
Поскольку дети бывают одаренные, с ОВЗ и тд, закон говорит о том, что есть вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
На любом уровне образования должны быть разработаны адаптированные программы для той или иной категории учеников входящих в класс. Но как показывает мониторинг, сейчас это присутствует не везде. А это очень серьезное нарушение законодательства, т.к. если у вас есть дети с ОВЗ, вы должны создавать определенные условия . Поскольку эта программа является вариативной – никакого лицензирования проходить не нужно. Это облегчает жизнь администрации заведения. При этом профильный специалист в школе должен быть в обязательном порядке.
Адаптированная образовательная программа адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Федеральный стандарт предполагает, что если ребенок с ОВЗ, длительность любого из уровней образования может быть увеличена на 1 год. Это право ребенка.
Обучающийся с ограниченными возможностями – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Если заключения нет, педагог обязан оценивать согласно стандарт образования.
Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования подготовки по результатам рекомендаций по оказанию им помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Проводится она для детей в возрасте от 0 до 18 лет.
Важный момент – должно быть написано, что рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе определенного уровня (слабослышащих, слабовидящих); прописана деятельность специалистов.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» должно быть обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, те инклюзивное образование.
Этот доступ к разнообразию может создаваться совершенно разными способами – отдельные классы, отдельные школы. Правильнее если это будут отдельные маленькие классы для детей с ОВЗ.
Важный и противоречивый момент – аттестация.
Очень серьезная ответственность стоит перед педагогами - корректная оценка. Согласно 58 статье: обучающиеся по образовательным программам, не ликвидирующие в установленные в академические сроки задолженности, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение либо переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному плану.
Повторное обучение возможно только 1 раз. Дальше должна быть комиссия.
В случае отказа родителя от комиссии, школа готовит материалы, что родитель не выполняет свои обязанности.
Дети с ОВЗ могут учиться на дому. Участники образовательных отношений при организации обучения на дому реализуют основную общеобразовательную программу, в том числе и адаптированную. Важно понимать, что нельзя срезать минимальное количество часов обучения в индивидуальном плане. Также ребенок должен осваивать весь спектр учебных дисциплин.
Новые федеральныегосударственные стандарты по работе с детьми с ОВЗ, утвержденные 19.12.2014 года, принесли много вариантов адаптированных программ, а именно 26. Для отдельного класса должно быть разработана программа для их уровня образования. Возможно разделение программ для класса и индивидуально.
Даже если есть один ребенок в классе, для него должна быть разработана 1 из 26 программ согласно стандарту. Обязательно в заключении комиссии должно быть прописано какая именно программа, т. к. все они разные.
Через 5 лет у всех образовательных учреждений должны быть все варианты возможных программ.