preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

На раз, два, ТРИЗ! Ульяновский детский сад может стать научной площадкой

На площадке детского сада № 186 «Волгарик» в Ульяновске с успехом прошла XX всероссийская конференция «Федеральная образовательная программа дошкольного образования - путь в будущее: технологии, содержание, формы».

01.04.24

Детский сад уже не первый год реализует программу ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Суть их сводится к тому, чтобы обучать детей, предлагая им творческие задания и инструменты для их выполнения. На экскурсию к инноваторам дошкольного образования отправился корреспондент «Народной». 

Успеть до семи лет

Они уже знают фундаментальные законы физики, с легкостью отвечают на вопросы о магнетизме и разбираются в звездах. А еще воспитанники «Волгарика» имеют собственный исследовательский центр «Почемучка». Да-да, физиками и инженерами становятся отнюдь не со школьной скамьи - гораздо раньше. В свободное время малыши здесь не резвятся в песочнице, а задумчиво переставляют шахматные фигуры (они здесь, кстати, на любой вкус - настенные, напольные, настольные).

- Не секрет, что интеллект ребенка развивается до семи лет, а потом идет просто накопление опыта. Поэтому все, что мы заложим в дошкольном возрасте, б удет являться базой. И те технологии, которые мы реализуем, полностью этому способствуют. Ведь они помогают развивать воображение, мышление и речь дошкольника. Мы знаем, как это делать, у нас для этого есть профессиональный педагогический коллектив, - поясняет кандидат педагогических наук Татьяна Сидорчук. Ее учебник по применению ТРИЗ в дошкольном образовании получил признание за рубежом и переведен на несколько иностранных языков.

Мышление невозможно без воображения

По мнению педагога, адаптированные к дошкольному возрасту основы ТРИЗ позволяют обучать и воспитывать личность, которой жить завтра, а не вчера. Воспитанники Сидорчук более открыты к новому, самостоятельны, демонстрируют смелость в высказывании идей, способны к разным видам творчества и активны в поиске интересных идей.

- Мышление невозможно без воображения, - считает исследователь Сидорчук. - К примеру, воспитатель создает жизненные ситуации, а ребенок высказывает возможное решение. Например, что бы ты сделал, если твоя рубашка расходится по швам? Тут нет какого-то одного правильного ответа, в первую очередь ценится оригинальность. Так, один из наших воспитанников подошел к задаче нетривиально: предложил вывернуть рубашку наизнанку. 

Индивидуальный подход

Предложенные Татьяной Сидорчук идеи прошли апробацию на занятиях не только с нормотипичными детьми, но и с дошколятами, имеющими особенности развития. На базе «Волгарика» успешно работают специализированные группы для детей с ДЦП. Причем все воспитанники разновозрастные.

- Мы индивидуально подходим к диагнозу каждого ребенка, создаем развивающую программу и игру, в которой присутствует сразу несколько элементов ТРИЗ, - рассказывает воспитатель с 10-летним ТРИЗ-опытом Мария Бердникова. 

Фантазии и неутомимой энергии воспитателя можно только позавидовать. В группе хранится не один десяток коробок с развивающими играми, созданными воспитателем вручную. Недавно Мария Альбертовна презентовала коллегам новую развивающую игру «Конструкторское бюро». Имея отклонения в умственном развитии, ребенок может выполнить простейшие производственные задачи в настоящем костюме заводчанина. Из конверта ребенок может достать картонные детальки и собрать простейшую модель на рабочем поле из фланели.

- У детей с ЗПР вследствие нарушения процесса восприятия нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются в выделении объектов из иллюстрации, а привносят объекты извне, не относящиеся к заданию, или выделяют частные, несущественные признаки. В первую очередь развиваем понимание цвета и формы. Например, в игре «Домик признаков» мы работаем с анализатором зрения - дети учатся соотносить цвет игрушек с цветом домика.

Большие победы 

Восьмилетняя Яна Кадышева уже четвертый год проходит реабилитацию в стенах садика и охотно раскладывает зверушек в подходящие по цвету корзинки. Трудно представить, что буквально несколько лет назад Яна практически не могла ходить и почти не разговаривала. Сейчас состояние выправилось. Девочка может самостоятельно есть, передвигаться, у нее улучшился эмоциональный фон. А главное, на детском личике засияла улыбка.

- Уточка какая? Желтая. Клади, смелее. А собачка какая? - спрашивает у Яны воспитатель. Девочка вопросительно смотрит вокруг. Маленькая ручонка неуверенно тянется к красной корзинке. Казалось бы, обычное задание, но каждый правильный ответ становится большой победой не только для этой девчушки, но и всей команды педагогов. 

Прямая речь

Лев Ляшко, председатель общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего»:

- На Ульяновской земле очень много интересных точек роста. Одной из причин моего приезда стал детский сад «Волгарик» - уникальное учреждение, являющееся центром подготовки и переподготовки российских педагогов дошкольного образования как по вопросам ТРИЗ-технологий, так и работы с детьми с ограниченными возможностями. Сегодня возникла потрясающая идея, и я думаю, что мы ее обязательно обсудим и реализуем. Мы планируем присвоить этому детскому центру статус федеральной экспериментальной площадки РАН по подобным технологиям. Это позволит распространить накопленный опыт на учреждения других субъектов РФ.

 

Источник: ulpravda.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Отставка

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Полностью поддерживаю эту инициативу
Поддерживаю, но не знаю, кто мог бы достойно принять эту роль
Я против отставки
Мне все равно, кто бы там ни был – ничего не изменится
Затрудняюсь ответить