Детский сад уже не первый год реализует программу ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Суть их сводится к тому, чтобы обучать детей, предлагая им творческие задания и инструменты для их выполнения. На экскурсию к инноваторам дошкольного образования отправился корреспондент «Народной».
Успеть до семи лет
Они уже знают фундаментальные законы физики, с легкостью отвечают на вопросы о магнетизме и разбираются в звездах. А еще воспитанники «Волгарика» имеют собственный исследовательский центр «Почемучка». Да-да, физиками и инженерами становятся отнюдь не со школьной скамьи - гораздо раньше. В свободное время малыши здесь не резвятся в песочнице, а задумчиво переставляют шахматные фигуры (они здесь, кстати, на любой вкус - настенные, напольные, настольные).
- Не секрет, что интеллект ребенка развивается до семи лет, а потом идет просто накопление опыта. Поэтому все, что мы заложим в дошкольном возрасте, б удет являться базой. И те технологии, которые мы реализуем, полностью этому способствуют. Ведь они помогают развивать воображение, мышление и речь дошкольника. Мы знаем, как это делать, у нас для этого есть профессиональный педагогический коллектив, - поясняет кандидат педагогических наук Татьяна Сидорчук. Ее учебник по применению ТРИЗ в дошкольном образовании получил признание за рубежом и переведен на несколько иностранных языков.
Мышление невозможно без воображения
По мнению педагога, адаптированные к дошкольному возрасту основы ТРИЗ позволяют обучать и воспитывать личность, которой жить завтра, а не вчера. Воспитанники Сидорчук более открыты к новому, самостоятельны, демонстрируют смелость в высказывании идей, способны к разным видам творчества и активны в поиске интересных идей.
- Мышление невозможно без воображения, - считает исследователь Сидорчук. - К примеру, воспитатель создает жизненные ситуации, а ребенок высказывает возможное решение. Например, что бы ты сделал, если твоя рубашка расходится по швам? Тут нет какого-то одного правильного ответа, в первую очередь ценится оригинальность. Так, один из наших воспитанников подошел к задаче нетривиально: предложил вывернуть рубашку наизнанку.
Индивидуальный подход
Предложенные Татьяной Сидорчук идеи прошли апробацию на занятиях не только с нормотипичными детьми, но и с дошколятами, имеющими особенности развития. На базе «Волгарика» успешно работают специализированные группы для детей с ДЦП. Причем все воспитанники разновозрастные.
- Мы индивидуально подходим к диагнозу каждого ребенка, создаем развивающую программу и игру, в которой присутствует сразу несколько элементов ТРИЗ, - рассказывает воспитатель с 10-летним ТРИЗ-опытом Мария Бердникова.
Фантазии и неутомимой энергии воспитателя можно только позавидовать. В группе хранится не один десяток коробок с развивающими играми, созданными воспитателем вручную. Недавно Мария Альбертовна презентовала коллегам новую развивающую игру «Конструкторское бюро». Имея отклонения в умственном развитии, ребенок может выполнить простейшие производственные задачи в настоящем костюме заводчанина. Из конверта ребенок может достать картонные детальки и собрать простейшую модель на рабочем поле из фланели.
- У детей с ЗПР вследствие нарушения процесса восприятия нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются в выделении объектов из иллюстрации, а привносят объекты извне, не относящиеся к заданию, или выделяют частные, несущественные признаки. В первую очередь развиваем понимание цвета и формы. Например, в игре «Домик признаков» мы работаем с анализатором зрения - дети учатся соотносить цвет игрушек с цветом домика.
Большие победы
Восьмилетняя Яна Кадышева уже четвертый год проходит реабилитацию в стенах садика и охотно раскладывает зверушек в подходящие по цвету корзинки. Трудно представить, что буквально несколько лет назад Яна практически не могла ходить и почти не разговаривала. Сейчас состояние выправилось. Девочка может самостоятельно есть, передвигаться, у нее улучшился эмоциональный фон. А главное, на детском личике засияла улыбка.
- Уточка какая? Желтая. Клади, смелее. А собачка какая? - спрашивает у Яны воспитатель. Девочка вопросительно смотрит вокруг. Маленькая ручонка неуверенно тянется к красной корзинке. Казалось бы, обычное задание, но каждый правильный ответ становится большой победой не только для этой девчушки, но и всей команды педагогов.
Прямая речь
Лев Ляшко, председатель общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего»:
- На Ульяновской земле очень много интересных точек роста. Одной из причин моего приезда стал детский сад «Волгарик» - уникальное учреждение, являющееся центром подготовки и переподготовки российских педагогов дошкольного образования как по вопросам ТРИЗ-технологий, так и работы с детьми с ограниченными возможностями. Сегодня возникла потрясающая идея, и я думаю, что мы ее обязательно обсудим и реализуем. Мы планируем присвоить этому детскому центру статус федеральной экспериментальной площадки РАН по подобным технологиям. Это позволит распространить накопленный опыт на учреждения других субъектов РФ.
Источник: ulpravda.ru