Хочется отметить, что направлению дополнительного образования в ДОУ исполнилось 10 лет. В 1996 году появилось инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах», а в 2001 году Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования». На основании этих и других документов в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги.
Именно в то время появились группы по подготовке детей к школе, изучению иностранных языков, обучению хореографии и другим видам деятельности. Перед коллективами детских садов встала задача обновления содержания, форм и методов работы, создания условий для развития творческой личности.
Здесь важен и статус ДОУ. Так, статус «Центр развития ребёнка — детский сад» (с осуществлением физического, психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников) потребовал разработки новых, нестандартных подходов к развитию детей (в том числе и одарённых, и с проблемами со здоровьем и в личностном развитии). Неотъемлемой частью индивидуально-ориентированной системы ЦРР-ДС стало дополнительное образование.
Проектирование места дополнительного образования детей в системе работы ДОУ осуществляется на основе разработки программы развития учреждения: старший воспитатель совместно с заведующим(-ей) разрабатывает программу развития учреждения с учётом дополнительного образования. Программа развития ДОУ — это стратегический документ, закладывающий концептуальные основы функционирования ДОУ в режиме реализации ФГОС дошкольного образования, в том числе с учётом дополнительных образовательных услуг. В программе развития с особым вниманием продумываются вопросы содержания дополнительного образования и его программное обеспечение. На этой основе старший воспитатель составляет образовательную программу учреждения, в которой модель дополнительного образования, как правило, включается специальным разделом. В нём обязательно содержится пояснительная записка к учебному плану, учебный план дополнительного образования, расписание занятий, отражается программно-методическое обеспечение.
Набор дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. В ДОУ с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, дизайн, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор и др. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, — развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, — спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК. В Центрах развития ребёнка и прогимназиях организовывать дополнительное образование сложнее, ведь они имеют не менее трёх приоритетных направлений.
Требования к проектированию дополнительных общеразвивающих программам едины в структуре оформления! Составляются с обязательной опорой на возрастные и психофизические особенности детей и существующие нормативы организации дополнительного образования детей дошкольного возраста в соотвествии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»)
Уместность метапредметного компонента в блоке прогнозируемых результатов
Уместен ли? Ответ — да, уместен. Это связано с преемственностью дошкольного образования и школы I ступени. Метапредметные результаты деятельности — это универсальные способы деятельности. К ним в ФГОС НОО относятся познавательные, коммуникативные и регулятивные. Формирование метапредметных умений в дошкольном учреждении способствует дальнейшему их развитию у детей на следующей ступени образования, что является необходимым условием развития познавательной деятельности ученика начальных классов.
Анализ целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) обнаруживает ряд соответствий с метапредметными результатами ФГОС НОО: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями и др.