preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

фото Ольги Максимович, "Учительская Газета".

Директоров школ и детсадов Петербурга хотят лишить права иметь свои бухгалтерии

Несколько лет назад переход школ на самостоятельное ведение бухгалтерии в Петербурге только приветствовался. Это лишний раз подчеркивало продвинутость региональной системы образования в плане готовности грамотных директоров брать на себя персональную отве

15.01.16

Правда, нужно заметить, что к ведению самостоятельной хозяйственной деятельности руководители школ и детских садов стремились тоже не от хорошей жизни, а для того, чтобы уйти наконец от централизованного, но неравномерного распределения бюджетных средств, когда большую роль играли личные связи и далеко не всем «сестрам доставалось по серьгам». Но, похоже, в ближайшем будущем накопленный более чем 20-летний опыт самостоятельного хозяйствования будет не актуален.

От централизации к самостоятельности и …обратно

Как стало известно «Учительской газете», на имя губернатора Санкт-Петербурга Комитетом по финансам направлено письмо за подписью председателя Комитета Алексея Корабельникова с предложением «проведения работы по централизации на базе СПб ГКУ централизованных бухгалтерий администраций районов Санкт-Петербурга функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности администраций соответствующих районов Санкт-Петербурга и подведомственных им государственных учреждений, а также планово-экономической функции в государственных учреждениях, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга».

В переводе с канцелярского языка на русский это означает, что ОО, имеющие самостоятельные бухгалтерии, их лишатся. Весь функционал будет передан в централизованные бухгалтерии администраций районов. Основанием для подобного предложения, как следует из данного письма, стали результаты «проведенного Комитетом финансов анализа численности работников государственных учреждений, подведомственных администрациям районов города, которые свидетельствуют о более эффективном использовании трудовых ресурсов при централизованной форме ведения бюджетного (бухгалтерского) учета». Другими словами, Комитет по финансам предполагает, что, удалив из ОО бухгалтеров и экономистов, можно получить существенную экономию средств, сосредоточив этих же специалистов в другой организации.

Сказать, что эта инициатива не обрадовала хозяйственно автономных директоров школ, значит ничего не сказать. Мягко говоря, люди расстроены. Наш опрос руководителей показал, почему.

Сам себе не хозяин

За прошедшие годы школы, где имеется опыт самостоятельного ведения бухгалтерского учета, научились нести персональную ответственность за исполнение бюджета, а это, по сути, главный показатель эффективного расходования средств. Кроме того, такие школы сами работали с расчетными счетами учреждения, то есть умели взаимодействовать с банковскими организациями. Также нужно учитывать, что при самостоятельном ведении бухгалтерии система управления внутри ОО перестраивается, и уже каждый заместитель директора несет долю ответственности за конечный результат. Нельзя также не учитывать, что собственная бухгалтерия удобна и коллективу, необходимый работнику документ здесь выдаётся по первому требованию. В случае с централизованной бухгалтерией за любой справкой придется ехать, заказывать ее, ждать в очереди…

Сегодня в среднем в школе работает 3 человека – главный бухгалтер (планирование деятельности, всевозможная отчетность), бухгалтер по зарплате (налоги, зарплата, соцстрахование, больничные листы, выполнение указов по уровню средней зарплаты по экономике) и экономист, кто ведет госзаказ. Это специалисты-многостаночники высокого класса, которые умеют и зарплату рассчитать, и материальный учет вести, и составить план финансово-хозяйственной деятельности, и помочь контрактной службе, которая занимается госзакупками.

Если говорить о централизованных бухгалтериях, то в них, как правило, каждый бухгалтер ведет 3-4 образовательных организации и у него только одно направление: расчетный отдел или материальный отдел.

По мнению директоров ОО, оптимизация численности трудовых ресурсов за счет выдворения из школ и детсадов бухгалтерских работников, вопрос, конечно, спорный, но даже не он главный. Катастрофичность предстоящих перемен они видят в том, что произойдет возврат в систему, которая была не лучшей и от которой старались отказаться. Несколько лет назад общая концепция государственного развития была такова: максимально раздать собственность, и, таким образом, усилить персональную ответственность за исполнение бюджета, за эффективное расходование бюджетных средств. Причем, не было ни одного года, чтобы такие ОО не выполнили бюджет. Логично ли отказываться от системы, которая вносила неоценимый вклад в исполнение бюджета района города, тем более, что в каждом районе ОО, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность, порядка одной трети, а в некоторых районах – все.

Назад в прошлое?

Безусловно, директорам понятно, что государство в условиях сложной экономической обстановки ищет способ пополнить бюджет любыми способами, но предложенная инициатива - не самый эффективный способ. Квалифицированные кадры уйдут, штат ЦБ будет расширен (это к вопросу об экономии), здесь будут и планировать, и рассчитывать. Поэтому все документы руководители и их заместители должны будут привозить в ЦБ. При этом мера ответственности размывается, потому что в ЦБ никто персонально ни за что не отвечает: каждый специалист ведет очень узкое направление и небольшой «куст» учреждений.

При данном раскладе, считают директора, есть только одна не экономически, а политически выгодная цель: усиление централизации бюджетных средств. Но это возврат в «дремучее прошлое». Это уже было, и опять труднее всего придётся ОО районного подчинения. Они напрямую зависят от учредителя и распорядителя бюджетных средств - главы района. Причем, как уже говорилось выше, большую роль снова станут играть личные связи, а не результаты труда директора ОО. Тем же руководителям, кто останется недоволен данным положением дел, всегда могут напомнить о том, что с ними заключен годовой контракт, срок действия которого скоро истечет.

Источник: "Учительская Газета"

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Поддерживаете ли Вы увеличение количества часов на преподавание географии?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, на 2 часа
Да, но на 1 час
Нет, это не нужно
Затрудняюсь ответить