В регионах России к 2018 году могут закрыть 3639 детских садов и школ. Согласно распоряжению Правительства РФ от 30 апреля 2014 года «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года» образовательные организации будут ликвидированы как неэффективные или присоединены к более крупным учебным заведениям.
Официальные показатели нагрузки в детских садах должны будут выйти на уровень 11,8 детей на одного воспитателя в 2018 году по сравнению с 2014-м — 11,2. В школах же в 2018 году на одного учителя должно будет приходиться 12,8 детей (в 2014-м — 11,7).
В то же время, согласно отчёту Счётной палаты, оптимизация в образовательной сфере привела не к сокращению расходов, а к их росту в 36 регионах. Во многих субъектах РФ не была повышена зарплата педагогов, а в других регионах она была увеличена только на доли процента. Более того, в 9,5 тысячах населённых пунктах, где население составляет менее 1,5 тысячи человек, отсутствуют детские сады. Много мест, где дошкольные организации находятся на большом расстоянии от сёл и деревень, и поэтому дети не имеют возможности их посещать.
Со школами та же проблема: в 6 тысячах из указанных 9,5 тысяч населённых пунктов их нет, из 940 деревень детям приходится ехать на учёбу более чем за 25 км. Общественного транспорта нет в трети таких поселений.
В связи с этим можно вспомнить недавнюю новость о законопроекте, предусматривающем опрос местных жителей при закрытии сельских школ. Документ был отклонён, так как депутаты сочли, что данная мера уже прописана в законе «Об образовании в РФ». В законопроекте же речь шла о том, что необходимо запрещать ликвидировать образовательные организации в целях оптимизации, если местные жители голосуют «против». Запрещалось закрывать и филиалы школ — в нынешнем же законодательстве существует подобная «лазейка».
В Москве оптимизация, длившаяся 5 лет, уже была завершена. По её итогам исчезли отдельные детские сады и школы, и появились ТОКи — территориальные образовательные комплексы. Многие школы были объединены, в том числе, «сильные» со «слабыми», что вызвало недовольство родителей и спровоцировало уход педагогов и директоров, выступавших против слияния. Помимо этого, «пострадали» многие кружки и секции дополнительного образования при детских садах и школах, а также дома творчества.
Источник: kommersant.ru