Пётр Сафронов и Ксения Сидорова, научный сотрудник и стажёр-исследователь Центра по исследованиям инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, провели исследование «Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений». Они определили причины, по которым новейшие методики не приживаются в школах, из-за чего образование, по сути, не развивается. Разобраться им в этом помогли интервью с преподавателями, которые пытались внедрять инновации.
Итак, какие это причины:
Мы спросили у Петра Сафронова, могут ли руководители образовательных организаций сделать что-то, чтобы поспособствовать внедрению инноваций:
«Здесь сложно давать общие рецепты. Школы слишком разные: то, что в одной работает, в другой не пойдёт вообще. Поэтому лучше говорить не о том, что делать, а о том, чего точно делать не нужно:
1) Не нужно решать все проблемы самому, нужно учиться доверять коллегам и делегировать исполнение задач внутри школы;
2) Не нужно предлагать решения, нужно ставить цели, чаще работать тем самым «переводчиком», который видит поверх предметных барьеров;
3) Не нужно надеяться, что школа будет меняться быстро, нужно уметь терпеть и действовать постепенно, добиваясь стратегических целей — важно только, чтобы они были чётко артикулированы и не трансформировались при каждой перемене общей ситуации».
Эксперт также отметил, какие именно барьеры препятствуют распространению новейших методик в образовании:
1) Отсутствие самоорганизации педагогов и школ. Из-за этого приживаются только государственные инновации, а профсоюзы — слишком формальны, чтобы способствовать использованию нововведений;
2) Специалисты из разных сфер не могут понять друг друга — своеобразный «языковой барьер», из-за чего педагоги сосредоточены исключительно на своём «предмете».
Пётр Сафронов добавил, что педагогам необходимы коммуникативные и психологические навыки, так как это поможет построить профессиональное сообщество и наладить взаимоотношения внутри него, что поспособствует появлению и распространению инновационных методик. Сильно пригодится знание иностранных языков — необходимо использовать и мировой опыт.
Исследователь резюмировал, что школам необходимо действовать самостоятельно. «Гораздо важнее работать с родителями, использовать ресурсы местных сообществ, и, конечно, инициативу самих детей», — поделился своим мнением Пётр Сафронов.
Материал был подготовлен с использованием статьи на сайте iq.hse.ru.