preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

securitylab.ru

Инновации и школа: почему эти два понятия до сих пор несовместимы

Исследователи из НИУ ВШЭ узнали, что мешает новейшим экспериментальным методикам приживаться в образовании. 

23.09.16

Пётр Сафронов и Ксения Сидорова, научный сотрудник и стажёр-исследователь Центра по исследованиям инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, провели исследование «Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений». Они определили причины, по которым новейшие методики не приживаются в школах, из-за чего образование, по сути, не развивается. Разобраться им в этом помогли интервью с преподавателями, которые пытались внедрять инновации.

Итак, какие это причины:

  • Мешает расстояние: столичные наработки не приживаются в регионах, лидеры не могут распространить своё влияние на необходимое количество школ;
  • Не все педагоги понимают, что такое инновационность (путаница с понятием «креативность»);
  • Инновационные методики внедряются только в одном образовательном учреждении и не распространяются дальше;
  • Преподаватели-новаторы дистанцируются от «рядовых» учителей;
  • Объединение с представителями другой сферы не даёт нужного результата. Пример: союз с политическим движением часто быстро разрушается по различным причинам.

Мы спросили у Петра Сафронова, могут ли руководители образовательных организаций сделать что-то, чтобы поспособствовать внедрению инноваций:

«Здесь сложно давать общие рецепты. Школы слишком разные: то, что в одной работает, в другой не пойдёт вообще. Поэтому лучше говорить не о том, что делать, а о том, чего точно делать не нужно:

1) Не нужно решать все проблемы самому, нужно учиться доверять коллегам и делегировать исполнение задач внутри школы;

2) Не нужно предлагать решения, нужно ставить цели, чаще работать тем самым «переводчиком», который видит поверх предметных барьеров;

3) Не нужно надеяться, что школа будет меняться быстро, нужно уметь терпеть и действовать постепенно, добиваясь стратегических целей — важно только, чтобы они были чётко артикулированы и не трансформировались при каждой перемене общей ситуации».

Эксперт также отметил, какие именно барьеры препятствуют распространению новейших методик в образовании:

1) Отсутствие самоорганизации педагогов и школ. Из-за этого приживаются только государственные инновации, а профсоюзы — слишком формальны, чтобы способствовать использованию нововведений;

2) Специалисты из разных сфер не могут понять друг друга — своеобразный «языковой барьер», из-за чего педагоги сосредоточены исключительно на своём «предмете».

Пётр Сафронов добавил, что педагогам необходимы коммуникативные и психологические навыки, так как это поможет построить профессиональное сообщество и наладить взаимоотношения внутри него, что поспособствует появлению и распространению инновационных методик. Сильно пригодится знание иностранных языков — необходимо использовать и мировой опыт.

Исследователь резюмировал, что школам необходимо действовать самостоятельно. «Гораздо важнее работать с родителями, использовать ресурсы местных сообществ, и, конечно, инициативу самих детей», — поделился своим мнением Пётр Сафронов.

Материал был подготовлен с использованием статьи на сайте iq.hse.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Похвала

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Выпишу ему денежную премию
Похвалю его на общем собрании
Вызову его на личную беседу, где отмечу все его заслуги
Другой вариант (напишите в комментариях)