preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

«Университет равных возможностей»: Ректор СурГУ - о доступности вузов для студентов с ограниченными возможностями

О перспективах высшего инклюзивного образования в Сургуте рассказал ректор СурГУ Сергей Косенок.

11.07.18

- Какие условия сегодня созданы в СурГУ для студентов, имеющих ограничения по здоровью?

- С 2016 года на базе нашего университета работает Центр инклюзивного образования.  Он необходим для социализации, воспитания, образования и поддержки обучающихся с инвалидностью в университете. Отмечу, что  из 63 человек с ограничениями здоровья, получающих высшее образование в Югре, более 50% обучающихся – студенты СурГУ. Ребята выбрали разные направления и специальности. Считаю, что это показатель не только востребованности программ образования, предлагаемых университетом, но и достаточно хорошего уровня подготовки ребят в общеобразовательных учреждениях города и региона в целом. Я не стану рассказывать об условиях, обеспечивающих образовательную деятельность в университете, а они, на самом деле, достаточно хорошо продуманы и адаптированы для студентов.

- В чем суть работы Центра инклюзивного образования?

- Стратегия работы Центра инклюзивного образования заключается в реализации проекта «Инклюзивное образование в условиях сетевого взаимодействия». Уверен, что профессионализм при организации инклюзивной среды, необходимой для реализации принципов инклюзивного образования, формирования инклюзивной культуры и, конечно, инклюзивного общества, во многом определяется именно научным подходом к ее формированию. Действенность такого подхода мы доказываем,  взаимодействуя с учеными таких авторитетных в России вузов, как  Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный психолого-педагогический университет. Налажена связь со Всероссийским обществом глухих (Нижневартовск), фондом  «Благодарю», клиникой «Геномед»,  школами №8 и 18, Городской социальной службой, Городским обществом инвалидов и другими организациями.

- О чем говорили на конференции, прошедшей в СурГУ?

- Чтобы обеспечить высокое качество  высшего образования для обучающихся  с особыми образовательными потребностями, необходимо  не только укрепить, но зачастую разработать нормативно-правовое, организационно-информационное и научно-методическое обеспечение реализации инклюзивного образования в высшей школе. Эффективно и своевременно это можно осуществить, используя преимущества создающегося уже в настоящее время сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц  в области инклюзивного образования. Научно-практическая конференция, прошедшая в СурГУ, убедительно доказала и необходимость активной деятельности такого сообщества, и готовность заинтересованных организаций создать его с целью совершенствования инклюзивного образования в городе. В СурГУ формируется опорная площадка по проведению технологических, обучающих, методических, информационных мероприятий для педагогов образовательных организаций – партнеров. Отмечу, что ученые университета разработали ряд программ курсов повышения квалификации в сфере инклюзивного образования.

Уверен, эффективность высшего образования и  особенно инклюзивного во  многом зависит от консолидации сторон, представленных в кластерной модели «детский сад – школа – колледж – вуз – предприятие»  

Уровень координации  деятельности этих сторон во многом определяет для ребят с инвалидностью путь к успеху. На конференции, которая прошла в СурГУ, представители каждого звена данной модели взаимодействия не только продемонстрировали готовность к сотрудничеству, но и уже делились опытом организации такой деятельности. Специалисты дошкольного учреждения уже наладили тесное сотрудничество с общеобразовательными  учреждениями города: это лекции по семейному воспитанию, мастер-классы по продуктивной деятельности, экскурсии.

Профессионально и с огромной душевной щедростью работают с обучающимися с особыми образовательными потребностями учителя и педагоги  школы №18 под руководством Елены Валериевны Калгановой. В школе эффективно функционирует центр дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие выпускники школы становятся студентами СурГУ.

- Удается ли студентам с ограничениями по здоровью найти себя во внеучебной деятельности? 

- Конечно. Считаю, что одним из условий для закрепления в университете принципа инклюзивной среды – «научения жить вместе» – является как учебная деятельность, так и активное участие в жизни университета. Студенты СурГУ – единый коллектив, в структуру студенческого совета входит Ассоциация студентов с особыми возможностями. Ее председатель –  Анастасия Саградян, студентка института экономики и управления. Активная жизненная позиция Анастасии проявляется в стремлении поддержать всех ребят в их желании стать специалистами в выбранной сфере деятельности. Планируется, что Анастасия в этом году примет участие в осенней сессии «Университета инклюзивного добровольчества», которая пройдет в ТюмГУ.

С 2017 года в университете успешно работает студенческий клуб «ПУТЬ» (подготовка успешных тьюторов). Ребята на заседаниях клуба стремятся разобраться в самых сложных вопросах развития общества. Президент президиума – Данила Кашапов – студент института экономики и управления. Участие в работе клуба –  прекрасная возможность совершенствовать коммуникативные навыки критического мышления.

Источник: Новости Югры

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

рейтинг

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
ЕГЭ - главный показатель, согласны с Рособрнадзором
Помимо ЕГЭ нужно учитывать и другие критерии
Сформировать объективный рейтинг школы в принципе невозможно