preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

«Дети дождя»: успех – в мелочах

Какой подход к особенным детям разработали педагоги города Югры

07.06.18

Этих детей неслучайно называют особенными. Они требуют много внимания, любви и ювелирной работы специалистов. Ведь без соответствующей «огранки», шансы на нормальную жизнь у ребят с ограниченными возможностями здоровья ничтожно малы. 

 

Каждый – уникален 

– Я занимаюсь работой с особенными детьми второй год, – рассказывает Надежда Суринова, педагог-психолог Ханты-Мансийского центра развития ребенка – детского сада «Елочка». – Первое время было тяжело, ведь многие ребята – неконтактные: не смотрят в глаза, не реагируют на свое имя. Но теперь видны определенные успехи, причем, не только у особенных детей. Обычные малыши больше не обижаются, если такой ребенок забирает у них игрушки или встает посреди занятия и отходит. Дети научились общаться и дружить. 

Детский сад «Елочка» входит в систему инклюзивного дошкольного образования Югры. Здесь созданы условия для социализации ребят в том числе и с РАС (расстройствами аутистического спектра). Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду. 

– Каждый ребенок –  уникален, несмотря на один диагноз. Кто-то не говорит, кому-то трудно долгое время сидеть, некоторые не могут сосредоточиться на одном задании. Сложно, конечно, подобрать «ключик» к особому малышу, – говорит Надежда Владимировна. – Иногда месяц уходит просто на то, чтобы он сел рядом с тобой.

Впрочем, у каждого профессионала есть свои «фишки», основанные на интересах конкретного ребенка. Если он любит рисовать, то психолог может просто сесть рядом и тоже изобразить что-то на клочке бумаги. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок уделил специалисту пару секунд своего внимания. И поверьте, это уже много.

– У меня есть воспитанник с РАС, который не говорит. Больше года ушло на то, чтобы установить с ним прочный контакт. Но в итоге он сейчас активно играет с развивающими игрушками, очень любит складывать разрезные картинки. Мы приступили к развитию письменных навыков, – с гордостью рассказывает педагог-психолог. 

Интересно, что мировая статистика убедительно доказывает: аутисты в десять раз чаще, чем обычные люди, проявляют уникальные способности в той или иной сфере. И примеров тому – масса. Так, предположительно, к людям с аутистическим мышлением относятся Билл Гейтс, Ван Гог, Альберт Эйнштейн, Дмитрий Шостакович и Николай Гумилев.

Вот только чтобы превратить угрюмый «алмаз» в социализированный «бриллиант», нужны специалисты, которых очень не хватает. К тому же родители особенных детей сами не всегда готовы доверить своего ребенка профессионалам. А это большая ошибка.

 

На грани ошибки

Её, кстати, едва не совершила мама маленького Ромы Анастасия Макарова из Ханты-Мансийска, которая, вопреки мнению специалистов, склонялась к домашнему обучению сына, но все же решилась отдать его в школу и не пожалела.

– Нам предлагали инклюзивное образование в обычной школе. Но это не лучший вариант для Ромы, у которого, помимо синдрома Дауна, есть РАС. Я боялась. Но в итоге специалисты уговорили меня отдать сына в коррекционную школу. И сейчас, спустя год, я им очень благодарна, – рассказывает Анастасия.

Рома всегда находится в движении, разговаривает (хоть и немного), живо интересуется окружающим миром, поэтому домашнее обучение стало бы для него клеткой. А вот коррекционная школа, вопреки ожиданиям беспокойной мамы, раскрыла перед ребенком новые возможности. Теперь у мальчика есть друзья, свой тьютор Денис (выпускник местного технолого-педагогического колледжа) и педагог, который подмечает любые успехи Ромы и стремится их закрепить.

– Сын начал идти на контакт, он сидит и работает на уроке, хотя раньше, при виде открытой двери, всегда старался убежать из помещения, – признается мама особенного ребенка. – Рома выучил названия всех частей тела, старается, как может, выражать свои чувства. Конечно, первый класс в этой школе считается «нулевым» – дети пока не изучают чтение или математику. Но, благодаря программе, подобранной специально для ребят с особенностями развития, я вижу те громадные положительные изменения, которые происходят с Ромой.

 

Комплексный подход

Стоит отметить, что с мальчиком занимаются не только в школе и дома, но и в Ханты-Мансийском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик». Здесь с Ромой работают психологи, дефектологи, логопеды и педагоги. 

«Лучик» –  один из опорных центров реализации в Югре концепции сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра. Пока наш округ –  единственный регион, который комплексно подошел к решению проблем «людей дождя». Правда, разработка документа далась тяжело как родителям особенных детей, так и чиновникам. 

Работа по подготовке концепции началась по поручению губернатора Югры Натальи Комаровой и была инициирована родительской общественностью. До принятия этого документа каждое ведомство работало по своим стандартам, что вызывало недовольство со стороны пап и мам, несогласных с устаревшими методами работы с особенными детьми. Теперь ситуация меняется. За последний год к реализации концепции подключились 211 учреждений здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, образования, культуры Югры. Работа ведется в разных направлениях, но основное – обучение специалистов по работе с людьми с расстройством аутистического спектра.

 

Источник: ugra-news.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Есть ли в Вашей школе юрисконсульт?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет