preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Фото: tass.ru

Всеобщая физика с дымом и искрами

Как новосибирский профессор сделал популярными среди детей и взрослых лекции по своему предмету "Техника физического эксперимента"

31.05.18

Предмет профессора Евгения Пальчикова "Техника физического эксперимента" проходят все первокурсники физфака Новосибирского государственного университета. Несколько раз в год ученый показывает свои физические опыты всем желающим. Эти лекции собирают полную поточную аудиторию — в общей сложности тысячи зрителей, детей и взрослых.

Профессор показывает опыты со звуком, светом, взрывами, электричеством и огнем. Эти эксперименты позволяют Пальчикову и его команде держать аудиторию в напряжении как минимум час. Ученый считает, что эксперименты помогают понять жизнь, что мир образованного человека прекрасен, а взрывы в жизни гораздо проще и опасней, чем в кино.

 

Рука, перчатка и азот

Все знают, что лампочку в рот лучше не засовывать. А что будет, если на нее встать? Стекло — хрупкий материал, поэтому ученый помещает лампочку в тонкую жестяную банку. Один из студентов встает на банку, и лампочка остается целой. "Так происходит потому, что стекло в пятнадцать, а то и двадцать раз прочнее, когда оно подвергается сжатию. А также еще и потому, что давление равномерно распределяется по поверхности всей конструкции", — объясняет профессор.

Острый интерес аудитории вызывают опыты, которые зрителям хочется опробовать на себе. Что будет, если положить руку в жидкий азот? Пальчиков показывает, что абсолютно ничего — правда, если ненадолго.

"Чтобы заморозить какой-то предмет, азоту нужно время. Если вы будете шевелить рукой, то с ней ничего не будет. А вот если попробуете опустить туда руку, да еще и в перчатке, на долгое время, то вы ее запросто лишитесь. Защитной газовой подушки уже нет, и вы получите ожог не столько от жидкого азота, сколько от ледяной перчатки. Ну и снять вам ее не удастся", — рассказывает Пальчиков.

Профессор смотрит на наглядные эксперименты с точки зрения практической пользы и расстраивается, когда люди видят в них только шоу и зрелище.

 

Взрывной интерес

Пальчиков ставит опыты со школьных лет. "У меня была возможность делать в физическом кабинете моей школы в Бийске все, что угодно. Учительница без проблем оставляла мне ключи", — рассказывает он.

Во время одного из таких опытов произошел инцидент: сушили взрывчатку, которая отчего-то взорвалась и выломила кусок стены. Никто не пострадал, но после этого проводить опыты со взрывчатыми веществами в школе запретили.

"Вообще, представление о взрыве, которое есть у людей по фильмам, — ложное, — рассказывает Пальчиков. — Все, что показывают в кино, — это круто только в плане зрелищности. В жизни ты просто слышишь хлопок, и у тебя отлетает несколько пальцев".

Но зрелищность ученый задействует на своих лекциях. В его аудитории есть такие, для кого Тесла — это исключительно электромобиль. Для них профессор с помощниками показывают, как можно с помощью катушки Теслы создавать настоящую музыку. Катушка создает переменное электрическое поле, а физики подают на нее слабые разряды тока с помощью Bluetooth. Катушка в ответ хлопает — почти как человек в ладоши. Потом физики подключают к ней электрогитару по радиосвязи. Разряды электрического тока взрываются, искрят, и звуки складываются в мелодию, которая звучит как музыка из фантастического кино.

Все, что показывают в кино — это круто только в плане зрелищности. В жизни ты просто слышишь хлопок, и у тебя отлетает несколько пальцев

В серьезную науку Пальчиков попал случайно. В девятом классе он увидел напечатанные в газете задания по физике, которые отличались от тех, что давали на школьных уроках. Он решил их все, отправил в газету и забыл. Оказалось, что так он прошел на краевой этап олимпиады по физике.

"В итоге я приехал в Барнаул, порешал там задачи и собрался уезжать, как меня поймали в коридоре двое молодых людей, которые оказались сотрудниками сибирского отделения академии наук. Они сказали мне: "Чего вы убегаете — вы заняли первое место!" — рассказывает Пальчиков.

 

Неодинаковые лекции

Потом была всероссийская олимпиада, на которой он занял третье место, и дальнейшее место учебы напрашивалось само собой — физико-математическая школа в новосибирском Академгородке.

"Нас тогда учили замечательные люди, талантливые и неординарные. На фоне жесткого учебного курса к нам приезжали писатели братья Стругацкие, корреспонденты журнала Life. Увидеть, как один из основоположников кибернетики, Алексей Ляпунов, прогуливаясь с английским лордом, разговаривал на английском, изредка переходя на французский, было обычным делом", — вспоминает профессор.

Потом был физический факультет Новосибирского госуниверситета, и спустя три года после окончания вуза, в 1975 году, Пальчиков стал завучем летней физико-математической школы. Продолжилась череда случайностей, говорит он. Одной из обязанностей завуча была организация лекций известных ученых для ребят из летней школы.

"Я должен был позвонить всем директорам институтов и спросить, смогут ли они выступить с лекцией. Многие директора в тот год отказались, но двое — Самсон Кутателадзе (институт теплофизики СО РАН) и Герш Будкер (институт ядерной физики СО РАН) — согласились, несмотря на то, что у первого был тромбоз ноги, а второй должен был уезжать в командировку. Оба заявили тему "Будущее ядерной энергетики". Я заволновался, но осмелился сказать Будкеру, что у Кутателадзе точно такая же тема. И услышал в ответ ехидный вопрос: "Молодой человек, вы думаете, что мы с ним прочитаем одинаковые лекции?" — со смехом вспоминает Пальчиков.

Оставалась наглядная лекция с физическими экспериментами, которую традиционно читал академик Михаил Лаврентьев — основатель Академгородка. Но в тот год он уехал в Москву, и других кандидатур, кроме самого Пальчикова, не нашлось. "Удивительно, но я почти и не волновался. Ну да, большая аудитория, порядка 300 человек, но все прошло хорошо. И вот с 1975 года я на летней физматшколе показываю по две лекции с экспериментами, а всего больше десяти выступлений в год", — говорит Пальчиков.

 

Температура — миллион градусов

Помимо тысяч зрителей, приходящих посмотреть на эксперименты, через аудиторию профессора проходит 180 студентов в год, которым он преподает. Пальчиков и тем и другим рассказывает о состоянии общества, о том, что случилось с научным и техническим знанием за долгие годы, и о том, как прекрасен мир образованного человека.

"Вы видите буквы и цифры, когда я пишу уравнение Максвелла, а математик видит волну. Это следующая ступенька языка, а математика — не что иное, как язык, который позволяет работать с естественными науками. Ни с чем не сравнимое удовольствие, когда вы можете это понимать", — увлеченно рассказывает профессор.

Пальчиков — мечтатель. Он много читал о Тесле и теперь хочет написать о нем книгу. Про его трансформатор, про беспроводную передачу энергии, чтобы даже совсем далекие люди поняли, сколько полезного принесли человеку изобретения великого ученого.

Еще он хочет создать центр популяризации науки: с интерактивной экспозицией, лабораторией, мастерской со станками и 3D-принтерами. И чтобы там обязательно была киностудия, где бы делались "правильные" научно-популярные фильмы.

Лекции и преподавание в целом он сравнивает с эстафетной палочкой: ты берешь знания, которые получил когда-то, и просто передаешь другим. Когда-то эту палочку передал Пальчикову Лаврентьев, а теперь он сам передает ее студентам и всем желающим.

"Настал такой момент, когда подрастает следующее поколение, которое начинает показывать опыты не хуже меня, а даже лучше. И если надо получить температуру миллион градусов, то мы ее получим прямо в аудитории. Да, вот так играем в физику", — говорит профессор.

 

Источник: ТАСС

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Отставка

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Полностью поддерживаю эту инициативу
Поддерживаю, но не знаю, кто мог бы достойно принять эту роль
Я против отставки
Мне все равно, кто бы там ни был – ничего не изменится
Затрудняюсь ответить