preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

В Минобрнауки России подвели итоги по направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» за 2017 год

По основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» Минобрнауки России реализует 5 приоритетных проектов

26.04.18

В формате проектной деятельности Минобрнауки России по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» за 2017 год обеспечивало реализацию 5 приоритетных проектов.

Цель проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» ‑ сформировать национальную платформу электронного образования, обеспечивающую доступ к широкому набору онлайн-курсов всех категорий обучающихся, аудитория которых должна составить к концу 2025 года 11 млн. человек.

Реализация проекта идёт по двум основным направлениям: формирование цифрового образовательного пространства в Российской Федерации и совершенствование нормативно-правовой базы с целью обеспечения широкого использования онлайн-курсов в системе высшего образования.

Итогом работы в 2017 году стало введение в тестовую эксплуатацию информационного ресурса, обеспечивающего по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам, с возможностью дистанционного освоения дисциплин (модулей) образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

В настоящее время банк информационного ресурса включает свыше 450 курсов.

С целью формирования инфраструктуры и кадрового потенциала в 10 субъектах Российской Федерации создана сеть региональных центров компетенций в области онлайн–обучения – своего рода провайдеров для широкого внедрения и эффективного использования онлайн-курсов в вузах и организациях СПО. На базе региональных центров прошли повышение квалификации более 3,5 тысяч сотрудников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

Всего в 2017 году прошли обучение на онлайн-курсах для формального и неформального образования 241 тыс. человек, включая учащихся школ, студентов вузов и организаций СПО. 27 тыс. человек получили документы, подтверждающие результаты обучения.

Объем финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 400 млн. рублей.

Проект «Создание современной образовательной среды для школьников» направлен на обеспечение современных условий для обучения школьников, в том числе за счет строительства новых школ. В рамках проекта планируется создание к 2025 году 6,5 млн. новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить переход на обучение в одну смену в 100 % школ, а также решить задачи обеспечения надлежащих санитарно-гигиенических условий в школьных зданиях. Для их решения в субъектах Российской Федерации возводятся новые школы либо приобретаются (выкупаются) здания с целью последующего размещения в них общеобразовательных организаций.

В рамках заключенных соглашений построены/приобретены/выкуплены 83 здания общеобразовательных организаций с общей численностью 53 209 мест, в том числе 28 зданий с общей мощностью 10 558 мест расположены в сельских поселениях.

Дополнительно за счёт федеральных средств путем капитального ремонта и иными способами создано 3 679 мест. Таким образом, общее число мест, созданных в общеобразовательных организациях в рамках приоритетного проекта в 2017 году – 56 888.

В целях безусловного исполнения взятых обязательств Минобрнауки России в 2017 году проведена корректировка правил предоставления субсидий из федерального бюджета на софинасирование государственных программ субъектов Российской Федерации по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. Данная мера позволит субъектам Российской Федерации осуществить финансовое обеспечение строительства в течение двух лет, что особенно важно для регионов со сложными климатическими и ландшафтными условиями.

Объем финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 25 млрд. рублей.

В настоящее время средства федерального бюджета распределены на строительство объектов школ по заявкам регионов на период 2018-2019 годов и 2019-2020 годов.

Проект «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» направлен на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Ожидается, что к 2020 году численность выпускников образовательных организаций, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия, составит не менее 50 тыс. человек.

В целях подготовки кадров для региональных экономик по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) в 2017 году Минобрнауки России разработаны и утверждены 44 ФГОС из перечня профессий по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО, входящим в ТОП-50.

На начало 2017/18 учебного года получили лицензии на реализацию соответствующих образовательных программ и приступили к работе по новым стандартам более 1400 колледжей и 58 вузов, которыми осуществлен приём 86 тысяч студентов из всех регионов Российской Федерации.

В 2018 году более 1,4 тысяч выпускников по профессиям и специальностям ТОП-50 завершат обучение по новым ФГОС СПО и впервые пройдут государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена.

В рамках проекта проводится масштабное повышение квалификации педагогических кадров СПО, благодаря которому свыше 5 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) из всех регионов уже освоили программы повышения квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс».

Успешно прошла пилотная апробация внедрения в системе СПО демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, охватившая 14 тыс. обучающихся из 240 образовательных организаций. Это позволит сформировать подходы к независимой оценке качества подготовки выпускников СПО.

Среди прошедших в 2017 году наиболее значимых мероприятий нужно отметить успешный дебют сборной России на 44 чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2017 (октябрь 2017 г., Абу-Даби (ОАЭ), которая заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей (6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.

В рамках проекта также формируется образовательная инфраструктура для тренировки национальной сборной во Всероссийском учебно-тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена». Создается инфраструктура к проведению Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который пройдёт в 2019 году в Российской Федерации, в г. Казани. Так, в прошедшем году для этих целей начато строительство крупнейшего выставочного центра «Казань Экспо» общей площадью свыше 209 тыс. кв. метров.

Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 3,6 млрд. рублей. Указанные средства федерального бюджета в соответствии с паспортом проекта освоены в полном объеме.

Проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» предусмотрено обеспечение к 2025 году международной конкурентоспособности не менее 10 ведущих российских университетов и создание в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Реализуемые мероприятия позволят обеспечить стабильное вхождение ведущих российских вузов в ТОП-100 и ТОП-300 мировых рейтингов университетов. Фактически по итогам 2017 года в ТОП–100 мировых рейтингов вошли 7, а в ТОП–300 мировых рейтингов – 13 российских университетов.

Начиная с 2017 года в рамках проекта стартовало новое масштабное направление по формированию в субъектах Российской Федерации университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Задача университетских центров – обеспечить реализацию технологических и социальных проектов за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и регионального и муниципального бюджетов, и, таким образом, стать основой пространства создания инноваций, источником позитивных изменений городской и региональной среды.

В декабре 2017 года по итогам проведенного конкурсного отбора определена 51 образовательная организация высшего образования, на базе которой будут созданы университетские центры в 39 субъектах Российской Федерации.

Формирование университетских центров осуществляется в увязке с мерами государственной поддержки программ развития опорных региональных университетов, статус которых в настоящее время уже присвоен 33 вузам из 32 субъектов Российской Федерации.

Миссия опорных университетов заключается в непосредственной вовлеченности в решение задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации через насыщение региональных рынков труда высококвалифицированными специалистами. Кроме того, большое внимание уделяется развитию технологического предпринимательства и обеспечению закрепления талантливых молодежи и ведущих ученых в регионе.

Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году 15,8 млрд. рублей, из них исполнение по состоянию на 31 декабря 2017 года составляет 15, 7 млрд. рублей (99,3 %).

Проект «Доступное дополнительное образование для детей» направлен на равное обеспечение современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием детей с учётом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны.

Цель проекта ‑ к 2020 году обеспечить охват качественными программами дополнительного образования, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей, не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В рамках проекта апробируются новые современные формы дополнительного образования не только в действующих организациях, но и на базе создающихся, к числу которых относятся детские технопарки «Кванториум» (далее – «Кванториум»).

По итогам 2017 году сеть «Кванториумов» охватывает 37 субъектов Российской Федерации и включает 51 организацию, оснащённую современным оборудованием и укомплектованных штатом профессиональных педагогических и иных работников, из которых 26 – создано в 2017 году.

Сегодня на постоянной и бесплатной основе занимаются в «Кванториумах» 45 тысяч детей, а порядка 400 тысяч являются активными участниками проектов и мероприятий, которые проводятся на их площадках.

В 9 субъектах Российской Федерации внедрена модель персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования: свыше 124 тысяч детей уже получили сертификаты на освоение образовательных программ. Там же создаются региональные модельные центры, которые станут «ядром» всей системы дополнительного образования в регионах, объединив в сетевом взаимодействии образовательные организации всех уровней. Работа модельного центра будет сфокусирована на обеспечении обновления дополнительного образования детей по трем направлениям: изменение содержания; методическое обеспечение развития региональной системы; совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Объём финансового обеспечения мероприятий проекта за счёт средств федерального бюджета составил в 2017 году свыше 1,5 млрд. рублей.

Работа по перечисленным проектам продолжается и в 2018 году.

Также в рамках проектной деятельности по стратегическому направлению «Международная кооперация и экспорт» Минобрнауки России реализует приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус «бренда» российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг.

 

Источник: Минобрнауки

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Одобряете ли Вы создание новых инновационных образовательных центров по типу "Сириуса"?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, это поможет школам поддерживать одаренную молодежь
Нет, в таком случае поддержка одаренных детей перестанет быть для школ важной задачей
Затрудняюсь ответить