preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

nsk.aif.ru

Услышать друг друга. Как создать инвалидам условия для жизни в обществе

В Сибири намерены организовать ресурсный центр по работе с глухими и слабослышащими детьми, число которых год от года увеличивается.

11.10.18

В каком именно городе СФО он будет располагаться – ещё не решили. Ну а пока в столицу округа – Новосибирск – съехались специалисты со всей страны, чтобы обсудить проблемы социализации детей с нарушениями слуха.

Нужна инклюзияПроблемы со слухом, возникшие с рождения или в раннем возрасте, опасны тем, что в дальнейшем человек утрачивает способность развиваться интеллектуально. Ведь люди мыслят словами. И, если человек не владеет речью, у него не формируется понятийный аппарат, он не может достичь ментального уровня, необходимого для получения среднего и высшего образования.

«Мы имеем большую популяцию детей 8–9 лет, которые не владеют речью, подражают животным, – констатирует директор Института детства Московского педагогического госуниверситета Татьяна Соловьёва. – Это – проблема, которую нельзя замалчивать».

Татьяна Соловьёва отмечает дефицит образовательных программ для таких детей: «Дети разные, а программа в коррекционных школах – одна. Запросы педагогов на помощь порой не находят ответа». Собственно для этого и нужен ресурсный центр, где будут разрабатывать и апробировать новые технологии работы с детьми, имеющими особые педагогические потребности. В стране уже создано два таких ресурсных центра: для детей, имеющих множественные нарушения здоровья, – в Санкт-Петербурге и для детей с нарушениями зрения – в Москве.

Однако, говорит доцент кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования РГПУ им. Герцена Анна Люкина, никакие технологии не помогут без участия общества. Необходимо инклюзивное образование. В школах Санкт-Петербурга есть опыт, когда в классе обычных детей учатся 1–2 ребёнка с нарушениями слуха. «Это даёт им колоссальную мотивацию к работе над речью», – отмечает Анна Люкина. Правда, иногда инклюзия наталкивается на неприятие со стороны родителей обычных детей. И здесь, опять же, нужно воспитывать общество.

Страна глухих? Врачи сегодня научились творить чудеса. Одно из них – операция, в результате которой глухой ребёнок начинает различать звуки. Педагоги-дефектологи возлагают на эту технологию большие надежды. Важно только провести вмешательство вовремя и приложить усилия со стороны родителей. Но «сложность в том, что часто родители взаимодействуют с ребёнком как с глухим, несмотря на то, что у него появились слуховые возможности», – сетует директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Альбина Сатаева.

Дело в том, что для реабилитации глухих детей, получивших возможность слышать, нужно, чтобы родители овладели эмоционально-захватывающими игровыми действиями. Но многие мамы и папы не способны вовлечься в игру и дать эмоциональную реакцию. А без эмоций нельзя научить ребёнка говорить.

И вот это, продолжает директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Евгений Сильянов, проблема из проблем. Причём не только для семей, где есть дети с нарушениями слуха. Для всего общества. Взрослые, в частности родители, разучились проявлять эмоции, утратили навыки живого общения, заменив его гаджетами. И это чревато отуплением общества и развитием нравственной глухоты.

Источник: nsk.aif.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ЕГЭ по иностранным языкам

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, знать иностранный язык сейчас необходимо всем
Нет, это только усложнит выпускникам подготовку к экзаменам
Затрудняюсь ответить