Статистика Министерства науки Российской Федерации говорит о том, что каждый год число детей с ОВЗ увеличивается на 5%.
273-ФЗ дает право особенным детям обучаться в любой школе по месту жительства. Вот только не каждая образовательная организация может предоставить необходимые для обучения условия.
«Практика показывает, что педагог, изначально подготовленный для работы с нормативными детьми в общеобразовательной школе, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ОВЗ, не владеет специальными педагогическими умениями и навыками»,– говорит Елена Дробышева, заместитель директора по УВР Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №29» Энгельсского муниципального района Саратовской области, модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки ГБОУ ЦО № 1679 г. Москвы.
Кроме того, дети-инвалиды и дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленной помощи психологов, логопедов, дефектологов, медицинских работников. Но не в каждой школе есть эти специалисты.
В такой ситуации для реализации инклюзивного образования и оказания всей необходимой помощи особенным детям нужно создать единое адаптированное пространство на основе сетевого взаимодействия - систему «социальных лифтов».
Система «социальных лифтов» помогает решить следующие вопрсы:
«Грамотно построенная система «социальных лифтов», - считает Елена Дробышева, - помогает осуществлять взаимосвязанную деятельность участников образовательного процесса, вовлеченных в инклюзивное пространство».
При реализации инклюзивного образования и организации межсетевого взаимодействия руководители и педагоги школ сталкиваются с такими проблемами, как:
Несмотря на высокую загруженность административных работников школ, есть специалисты, которые изучают вопросы реализации инклюзивного образования и готовы поделиться своим практическим опытом. Одним из таких специалистов является Елена Дробышева.
15-17 августа в Москве в рамках Всероссийской конференции «Управление школой в условиях системных обновлений» пройдет мастер-класс «Реализация инклюзивного образования в современной школе». (Участие в мероприятии проходит на бесплатной основе)
Эксперт вместе с участниками конференции рассмотрят конкретные модели сетевого взаимодействия учреждений, принципы создания системы «социальных лифтов» и познакомятся с некоторыми инновационными проектами. Полученные кейсы и материалы могут быть успешно внедрены в практику.