preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

«Помогите, меня обижают!» или Что делать с моббингом?

Мало было учителю проблем, так появился еще и моббинг. Вернее появился термин, а сама суть – травля – была, кажется, всегда.

09.11.17

У кого-то лишний вес, кто-то показывает себя всезнайкой, у Кати Петровой родители не очень богатые, а у Саши Веселова точно «не все дома», по мнению одноклассников, потому что он очень замкнутый. 

 

Родители считают, что с этим надо что-то делать учителю. Учителя, совершенно справедливо, замечают, что воспитание – это забота родителей, и в этой задаче школа как институт образования и учитель как его элемент лишь помощники. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ (проект «РЫБАКОВ Фонда») советовал бы найти отъявленным хулиганам наставника. Человека, который не тащит на себя одеяло ни с родителей, ни с учителей, но попытается докопаться до сути агрессивного поведения подростка-зачинщика и научит давать отпор и психологически защищаться подростку-жертве. 

 

Но мы решили поговорить об этом сейчас. Почему?

 

Да потому что ситуации с травлей обычно требуют немедленного решения. Вы сами знаете как жестоки дети. Я – точно знаю, проверено на собственной шкуре. Худая, не красавица, отличница – идеальный повод для того чтобы стать жертвой. Возможно, если бы у меня был учитель или наставник, который объяснил как себя вести, или родители, обладающие образованием психолога, все сложилось бы куда лучше. Лично мы с родителями проблему решили просто: поступили в лучшую школу. А до этого… дралась, страдала и дралась. 

 

Также стоит сказать, что моббинг существует не только в горизонтальном плане, то есть между учениками. Он может быть и по отношению учащихся – к учителю, и учителя – к ученику. Кстати, если вы сталкиваетесь именно с такой проблемой, напишите, пожалуйста, комментарий, мы поговорим и на эту тему. 

 

Совершенно естественно, что моббинг приобретает острую форму в подростковый период. В наших и зарубежных школах современности свой отпечаток может также наложить факт наличия детей-иммигрантов в образовательном процессе и проблема социального расслоения. 

 

О детях заботится государство, школа и родители. Только дети не заботятся друг о друге и сами о себе. Каким бы ни было расписание, в любом учебном заведении есть свои внутренние порядки. Олю лучше не трогать – у нее брат в старшем классе, чуть что – даст понять, что сестру лучше не обижать. Мимо Миши лучше вообще не проходить с улыбкой, он решит, что смеешься над ним, и тогда тычок в бок гарантирован. От Кости лучше подальше держаться на химии, так как можно гарантированно получить ожог, если у Кости будет излишне хорошее настроение.

 

В этом нет ничего нового. Старшие всегда обижали тех, кто помладше, отнимали завтраки, рвали тетради или крали вещи. Основная часть класса часто задевает тех, кто чем-то отличается: в интеллектуальном плане или благодаря своей активности. И, конечно, все зависит от психологического климата в самой школе. 

 

Терминология

 

Моббинг (от англ. mob — толпа) – это форма психологического насилия в виде противопоставления себя самого другим, имеющим выраженные отличительные признаки во внешности, проявлениях поведения, манере одеваться и способах учения. 

 

Оказывается, что в основе явления лежит насилие, посредством которого один ученик получает (или предполагает получить) превосходство над другим. Через принуждение, через физическое или психологическое давление.

 

Моббинг бывает рациональным и иррациональным

 

Рациональное насилие (странно звучит, не правда ли?) – это осмысленное действие, посредством которого ученик собирается получить новый социальный статус или изменить положение среди сверстников.

 

Например, Сережу Козлова считают недостаточно сильным. И он не находит ничего лучше чем травить тех, кто еще слабее. Ох, этому бы Сереже нашего наставника Игоря из Ивантеевки и тренировки раз в день!

 

Иррациональный моббинг построен на случайных, неконтролируемых действиях иногда даже самой жертвы. Например, кто-то делает глупую ошибку на физике и произносит неверный ответ вслух с полной уверенностью в своей правоте. В итоге весь класс будет дразнить этого ученика Эйнштейном и просить показать язык. 

 

Причины и формы моббинга

 

О них мы уже упомянули вскользь несколько раз, но всегда лучше систематизировать. Прежде чем учителю звонить родителям (или родителям – звонить родителям обидчика), лучше разобраться в причинах происходящего у вас в классе. Вдруг виноваты не только дети?

 

Формы

 

•       издевательства (психологические – бойкот);

•       придирки;

•       насмешки;

•       издевательства (физические – драки);

•       шантаж;

•       доносы (или ябедничество);

•       воровство;

•       ложь.

 

В принципе, сам моббинг попал в фокус психологов в 70-е – 80-е годы прошлого века. И тут нельзя не сказать про гения организационной психологии X. Леймана. Именно он выделил более 45 (!) причин моббинга в школьной среде, часть которых мы публикуем ниже:

 

•       попустительство проявлениям издевательского и недостойного отношения к школьникам, резко отличающимся от других;

•       неразвитые эмпатия и сострадание к трудностям адаптации вновь прибывших в класс;

•       неадекватные уровень притязаний и достижений лидеров, издевающихся над сверстниками;

•       неправильное взаимодействие педагогов с подростками, чаще всего манипулирование;

•       плохая психологическая атмосфера в классе, когда преобладает какой-то один из компонентов взаимодействия, чаще всего – эмоциональный, а не гармоничное сочетание интеллектуального, поведенческого и эмоционального компонентов;

•       отсутствие контакта с родителями подростков, которые редко посещают школу, не участвуют вместе со школьниками во внешкольных мероприятиях,

•       симпатизирование учителя одним школьникам и явное или скрытое игнорирование успехов других;

•       субъективизм педагогов.

 

Дело в том, что причинами психологических и поведенческих отклонений могут быть как сами родители, так и неквалифицированные педагоги. Именно поэтому в судьбе ребенка может появиться такое лицо как «наставник». У него нет допуска к учебной деятельности ребенка и, как следствие, возможность оценивать человека по оценкам (вот такой смысловой повтор). Больше о роли наставника можно будет узнать от педагогов и психологов, которые уже используют данный институт на практике. Ждем вас 13 ноября на GlobalMentori – первой в России международной конференции по наставничеству.

 

Но что же делать самому учителю?

 

Естественно, пресекать любые попытки моббинга или издевательств. Но как это сделать? 

Иногда хочется просто встать и не очень ласково объяснить хулигану, что обижать Олю – поведение, недостойное сознательного молодого человека. Но как определить риски, а что, если хулиган сам пожалуется родителям? В общем, приходится держать себя в руках, а еще следователь нижеупомянутым пунктам:

 

•       изучайте своих подопечных, отмечая их индивидуальные особенности;

•       во время перемен изредка поглядывайте на поведение учеников, а, если в классе уже существуют откровенные проблемы, - следите внимательно, чтобы была возможность вмешаться вовремя;

•       правила поведение – ваш помощник. Они равны для всех, и за их исполнением должны следить старосты, дежурные, классный руководитель – в зависимости от того, в какой системе находится ваша школа;

•       публично разбирать поведение обидчика, но не делать акцент только на его поведении, обратитесь к тем, кто стоял молча и наблюдал, не предпринимая никаких действий. Равнодушие – очень плохой сигнал;

•       в тяжелых случаях обращайтесь или к школьному психологу или в детскую компану милиции. Современным детям идет на пользу рассказ о правах несовершеннолетних, ведь ученик-жертва может подать иск о возмещении ущерба за клевету или о притеснении;

•       находитесь в контакте с родителями, сейчас делать это легко с помощью мессенджеров;

•       не заводите любимчиков и постарайтесь сами не становиться инициатором моббинга;

•       попросите классного руководителя остановиться на теме моббинга во время одного из классных часов. Пусть обойдется без морали и просто покажет фильм «Чучело».

•       Если ситуация очень тяжелая, помогите ребенку и родителям перевестись в другую школу. 

 

Моббинг – не просто проблема подросткового периода, а потому и относиться к ней с позиции «вырастет – пройдет», к сожалению, нельзя. Любой моббинг дезадаптивен, а потому влияет на процесс социальной и психологической адаптации подростков. 

 

Источник: Педсовет

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Выплаты

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, бывает, что долго сидим без зарплаты
Да, бывают, но недолгие
Изредка случаются
Нет, такой проблемы у нас нет
Другое (напишите ваш вариант в комментариях)