По данным Минобрнауки России на 1 сентября этого года, работать по ФГОС готовы 94,5% педагогов.
У экспертов Народного фронта другая информация: в октябре 2017 г. они провели опрос, который показал, что многие педагоги по-прежнему плохо представляют себе, что такое ФГОС и как его реализовать.
В опросе приняли участие более 600 учителей из 63 регионов России. Только 36% респондентов сообщили, что хорошо знают текст стандарта благодаря курсам повышения квалификации, где им подробно объясняли новые понятия и подходы в преподавании. Еще 25% – отметили, что детально изучили ФГОС самостоятельно, 22% – с текстом стандарта не знакомы, но проходили курсы повышения квалификации или посещали семинары, где им объясняли ключевые положения. 9% учителей указали, что бегло просматривали текст стандарта, 6% – знают о стандарте в пересказе, а около 2% – совершенно не знакомы с ним.
Курсы повышения квалификации учителя оценили по-разному: 23% – назвали их крайне полезными, 20% – отметили, что про ФГОС им рассказывали мало, в основном речь шла непосредственно о предмете, который они преподают. Еще 16% сообщили, что в основном на курсах говорили об отдельных аспектах развития учащихся – экологическом воспитании, информационно-коммуникационных технологиях, здоровьесбережении и так далее, но целостной картины о способах реализации стандартов они не получили. На вопрос, можете ли вы утверждать, что владеете всеми необходимыми педагогическими технологиями для реализации ФГОС, только 20% учителей ответили положительно. 56% – сообщили, что владеют несколькими технологиями и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи стандарта. Еще 10% – указали, что не владеют педагогическими технологиями реализации ФГОС. 37% респондентов считают, что и их коллеги, как правило, не знают, как это делать, и преподают, как и раньше.
Только каждый четвертый педагог охарактеризовал стандарт как прогрессивный документ, который позволит школе выйти на новый уровень образования. 30% учителей видят ФГОС как набор малопонятных, местами противоречивых требований, среди которых много ненужных. 14% – не считают, что стандарт принес какие-то новые требования. По их мнению, все, что написано в тексте стандарта, учителя делали всегда, просто сейчас «решили назвать все по-другому». Более 16% опрошенных не верят, что его вообще возможно реализовать.
«Если учителя считают, что стандарт общего образования содержит ненужные требования, это значит, что их так и не научили работать по ФГОС. 72 часа недостаточно для освоения стандарта, который требует изменения стиля преподавания, где ученику с его идеями, гипотезами отводится куда больше времени, чем было раньше. По стандарту, школа должна сотрудничать с работодателями, социальными партнерами, конструировать принципиально другую образовательную среду. Этому нужно учить, и учить на примере лучших практик», – считает член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Ситуация осложняется тем, что из вузов по-прежнему выходят специалисты, которые незнакомы с требованиями к современной школе. Будущих педагогов до сих пор готовят без учета федеральных государственных образовательных стандартов.
Чтобы помочь в подготовке педагогов, надо разработать методические рекомендации по применению образовательных технологий, как можно скорее привести программу высшего педагогического образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования, разработать модельные программы повышения квалификации педагогов, соответствующие новым требованиям.
Чиновники Минобрнауки обещали, что в 2017 г. появятся онлайн-курсы для педагогов, в том числе по технологиям формирования метапредметных результатов обучения. Студенты должны были пройти независимую оценку профессиональных компетенций с использованием задач-видеокейсов.
Источник: Общероссийский народный фронт