«Разделяю и поддерживаю идеи, высказываемые в том числе и Министерством образования и науки, о включении истории и литературы в число обязательных школьных выпускных экзаменов. Это организационно сложный процесс, требующий определённого апробационного и адаптационного периода для учащихся, но такие изменения года через три уже будут возможны», — написал Владимир Мединский в своей статье в «Российской газете», которая будет опубликована в пятницу.
«Я глубоко убеждён, что преподавание истории является смыслообразующим элементом образования каждого человека, — в первую очередь, в школе», — подчеркнул глава ведомства.
Также в своей статье в «Российской газете» министр затронул тему разделения учебников по истории.
Учебники истории должны быть двух типов — стандартный и расширенный, считает глава Минкультуры. «Я считаю, что учебников по истории должно быть два типа — стандартный и расширенный (для углублённого изучения гуманитарных предметов). Но оба должны придерживаться одного канона. Причем "стандартный" — это не суррогат для "кухаркиных детей", а полноценный базовый курс», — отметил он.
По мнению Мединского, также очень полезны факультативы и пособия для дополнительного чтения. «Одно из таких пособий для школьников — по военной истории — готовится к изданию Российским военно-историческим обществом», — добавил министр.
Глава Минкультуры РФ назвал трудные вопросы истории. Например, фигуры Александра Невского, Дмитрия Донского и сталинские репрессии являются, по мнению министра, «трудными вопросами» истории: «Один из таких "трудных вопросов" — сталинские репрессии. В распоряжении науки имеется более чем достаточно достоверных данных: причины репрессий, их политическое и юридическое обоснование, контекст конкретных обстоятельств данной эпохи, количество арестованных, количество приговорённых к казни... Указать это в учебнике для старших классов — нисколько не оскорбительно для гражданских чувств. Оскорбительно и даже вредно как раз замалчивать, как это делалось в советской историографии, или искажать в ту или иную сторону, в интересах той или иной спекулятивно-политиканской задачи», — написал министр в своей статье.
Он добавил, что гражданин, вооружённый нормальными знаниями о «трудных вопросах», способностью их осмыслить, не такая уж лёгкая мишень для политических спекуляций, недоброжелательной пропаганды. «Это уже и есть самостоятельно мыслящий гражданин», — подчеркнул глава ведомства.
«В программе 6-го класса у нас тоже есть "трудные вопросы" — допустим, о таких знаковых фигурах, как Александр Невский и Дмитрий Донской. Известно, что существуют разные взгляды на их роль в русской истории. Но обратите внимание: "взгляды" — это не столько история, сколько публицистика в лучшем случае. Разногласия — именно в этой области, в области политических теорий и лозунгов», — добавил Мединский.
Источник: ИТАР-ТАСС