preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Гений поиска и выбора. Самые талантливые дети - те, которые ищут себя

Столичным школам не стоит опасаться международных «замеров» грамотности - читательской, математической, естественно-научной, уверен министр правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина.

11.12.17

Исследований бояться - лучшими не быть

Екатерина Бычкова, «АиФ»: Международное исследование PISA в прошлом году показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. В этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста для учащихся 4-х классов - PIRLS. Результаты соответствовали ожиданиям?

Исаак Калина: Нет, результаты выше ожиданий. Россия раньше в исследованиях PISA, как правило, всегда входила в первые 40 стран. И поэтому мы считали, что если Москва попадёт в тридцатку, то это будет серьёзным доказательством того, что выбранный курс в улучшении качества образования правильный. Москва по сравнению со странами-участниками оказалась в первой десятке (6-е место) по математической и читательской грамотности, во второй десятке - по естественно-научной. Это не просто хороший результат. Чтобы вы понимали: если мы не изменим сроки начала изучения физики и химии, то мы и в следующих исследованиях естественно-научной грамотности вперёд серьёзно не продвинемся. Почему? А потому что очень поздно начинаем знакомство с этими предметами. 15-летние молодые люди во многих странах мира к этому времени естественно-научный блок штудируют несколько лет, а мы, по сути, только второй год изучаем физику и один год химию. Поэтому с учётом очень позднего начала изучения этих предметов я считаю, что даже по естественно-научной грамотности результаты московских школьников были высокими. При этом не стоит забывать, что задания PISA сформированы в основном под обучение не у нас. Я анализировал: почему же московские школьники так оторвались и показали хорошие результаты? И пришёл к такому выводу: за последние 5-7 лет создана очень содержательная система дополнительного образования.  

 

 - Не только лепят и рисуют, поют и танцуют? На картах катаются, наукой занимаются...

- Да, но главное - мы постарались за эти годы сделать так, чтобы система допобразования была не просто развлечением, а стала серьёзной поддерж­кой основному образовательному развитию. То есть чтобы это было подкрепление изучению той же химии, физики, математики и так далее. И сложение не очень практико-ориентированной школьной системы (надо признать, что в отличие от многих стран мира содержание нашего школьного образования, к сожалению, таково) с абсолютно практико-ориентированным дополнительным образованием вместе дали очень хорошие результаты. И наши 15-летние ребята оказались на 6-м месте в исследованиях PISA. А удовлетворены мы будем только тогда, когда во всех «замерах» окажемся на 1-м месте с большим отрывом от конкурентов и так продолжаться будет многие годы. (Подробнее про исследование PIRLS - в следующих номерах «АиФ». - Ред.) 

 

- Будем пытаться ввести более раннее изучение физики и химии? 

- Отвечаю: стандарты образования утверждаются на федеральном уровне, пока я не уверен, что это будет поддержано. Но мы в Москве через кружки станем формировать интерес к этим предметам уже в 5-6-х классах. Можно сказать, что это пропедевтика физики и химии в старших классах. Ведь в основной школе и начинается предпрофильное обучение, без которого невозможно хорошее профильное и предпрофессиональное.

 

Школа возможностей

 

- Ранний предпрофиль - это хорошо? Ведь не все родители видят (или правильно оценивают способности своего ребёнка). А большинству детей к окончанию начальной школы ещё непонятно, физики они или лирики...

- Это, как правило, самые талантливые дети! Я серьёзно говорю. Наверное, самый большой талант любого человека - поиск. Не надо бояться поиска. Почему мы и говорим, что московская школа - школа возможностей выбора. Находясь в одном учебном заведении, ребёнок может поучиться в классе математической вертикали, понять, что это не его, и перейти в другой предпрофиль или даже профиль. Я с огромным уважением отношусь к математическим школам, поскольку сам в прошлом учитель математики школы с углублённым изучением математики! Но при этом я всегда чувствовал, что если парень, который учится у меня в 7-м классе, поймёт, что ему лучше было бы в литераторы податься, и я попробую ему это подсказать, то получится, будто я выдавливаю его из этой школы, в которой у него только один коридор. И не коридор даже, а тоннель... А современная московская школа предоставляет возможность проб, ошибок, поиска, выбора. Для этого и дано детство. И вы, кстати, произнесли очень опасную фразу, сказав, что родители видят... Как правило, родители видят в своём ребёнке свои несвершившиеся достижения. Я не стал, а ты станешь!

 

- Хочешь или не хочешь... 

- Концентрируясь на одной кажущейся способности ребёнка, папы и мамы тем самым могут оттеснить его от возможности попробовать себя в других направлениях. Наши дети живут и будут жить в другом мире, чем жили мы, поэтому у них и другие возможности для развития своих способностей, и они не должны и не будут копировать нас. И мы стараемся, чтобы московская школа не была тоннелем, а была многополосной вылетной магистралью. Только в этом случае у школьника появится возможность при необходимости перестраиваться с одной полосы на другую, не сбиваясь с дороги. Это очень сложно объяснить, ещё сложнее сделать, тем более что взрослым легче работать с детьми, если они расфасованы по разным коробочкам: в одной - математики, в другой - литераторы и т. д. Тысячи людей, которые когда-то были втиснуты родителями в тоннель кажущихся им способностей, потом, вырываясь, вдруг начинали проявлять себя совершенно в других областях.

Кстати, мы начали реализацию ещё одного, как сказал мэр Москвы Сергей Собянин, мегапроекта интеграции всех уровней образования - общего, дополнительного, специального и вузовского. Мы его между собой называем так - «готов к учёбе, жизни и труду в современном мире». Для чего это нужно? Например, для того чтобы, обучаясь в медицинском классе, молодой человек уже не спрашивал, зачем я изучаю химию, физику и биологию! Чтобы он понимал, что и иностранный язык ему очень нужен. Ведь в основе всего - метапредметность. Зациклиться на чём-то одном и быть успешным в сегодняшнем мире трудно. Главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер по этому поводу сказал: «Мир вознаграждает людей уже не за то, что они знают, а за то, как они могут использовать то, что знают». И это в самом деле так. Поэтому вся наша московская система образования, складывающаяся из дополнительного, предпрофильного, профильного, предпрофессионального образования, обучения на базе колледжей и в предуниверсариях, - это и есть переход от оторванного от реальной жизни образования к такому, которое готовит человека к учёбе, жизни и труду в современном мире.

 

- А как вам кажется, есть такая проблема, что дети сегодня выходят из школы, получив там образование такого качества, что на первых курсах вузов просиживают штаны от скуки?

- Начиная проекты предпрофессионального образования (инженерные, медицинские, кадетские и научные классы), мы в первую очередь искали продолжение той дороги, на которую встанут наши ребята. Поэтому мы не открыли ни одного такого класса, не имея серьёзных договоров о сотрудничестве с вузами и предприятиями соответствующего профиля. То есть, например, все медицинские классы открыты только после заключения трёхстороннего соглашения конкретной школы с медвузом и одной из клиник Москвы. Поэтому дети, пока обучаются в этом медицинском классе, что называется, чувствуют себя почти студентами университета и периодически приходят в современные клиники с современной аппаратурой. И так со всеми профилями! Прежде чем открыть направление, мы проверяли: а что ждёт наших ребят на выходе? И только когда убеждались, что у нас подготовлено продолжение дороги, тогда и создавали направление. Московское образование никогда не должно заводить в тоннели и тупики, в этом одна из главных наших задач.

 

Источник: АиФ

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Выплаты

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, бывает, что долго сидим без зарплаты
Да, бывают, но недолгие
Изредка случаются
Нет, такой проблемы у нас нет
Другое (напишите ваш вариант в комментариях)