По данным экспертов, при выполнении заданий с элементами рассуждения экзаменуемые часто искажают суть задания: через выхватывание отдельных слов из контекста темы происходит подмена предложенной задачи совсем другой.
Федеральный институт педагогических измерений ежегодно проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. 14 ноября Рособрнадзор опубликовал краткий обзор этих рекомендаций по математике.В ведомстве напомнили, что изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2018 году не было. В целом, отмечается стабильность результатов ЕГЭ по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам.
Содержательный анализ результатов ЕГЭ показал общие тенденции: участники экзамена показывают высокие результаты в выполнении заданий по чтению и аудированию. В разделе "Письмо" довольно успешно было выполнено задание 39 базового уровня сложности (личное письмо), что свидетельствует о прогрессе в формировании навыков письменной речи у обучающихся.
Однако, при выполнении письменного высказывания с элементами рассуждения экзаменуемые не всегда справляются с содержательной стороной. Главным препятствием является непонимание сути задачи.
"Часть выпускников и, по-видимому, часть учителей понимают это задание как "сочинение на вольную тему", а в качестве темы выхватывается только одно слово из утверждения, предложенного для обсуждения. Происходит подмена предложенной темы совсем другой, более простой, которую сам для себя сформулировал участник экзамена", — отмечают специалисты ФИПИ.
Также, по словам экспертов, заметна тенденция подменять собственные мысли и рассуждения заезженными штампами, фрагментами из заимствованных источников, "что является результатом использования учителями иностранного языка устаревшего грамматико-переводного метода: прочитай – переведи – выучи наизусть/перескажи".
"Вследствие этого участники ЕГЭ не могут показать дискуссионный характер предложенных тем, да и полностью их раскрыть", — утверждают специалисты ФИПИ.
Для успешного выполнения задания 40 требуются как хорошее владение иностранным языком, так и аналитические умения, такие как способность формулировать свою и чужую точку зрения, давать аргументы в поддержку своей точки зрения, высказывать контраргументы, делать выводы и так далее.
"К сожалению, некоторые учителя все еще обращают внимание только на языковые ошибки, не понимая, что для успешной коммуникации важна, в первую очередь, содержательная сторона высказывания. Подготовка к выполнению задания 40 требует усилить внимание к тому, что именно говорится с обязательным обсуждением смысла предложенной темы, ее дискуссионности, возможных точек зрения и аргументов в их защиту", — говорится в сообщении ФИПИ.
Раздел "Устная речь", по оценкам экспертов, выполняется участниками достаточно хорошо. Однако здесь наблюдаются, как и в разделе "Письмо", попытки воспроизведения заученных кусков текста вместо спонтанной речи. Особенно часто это проявлялось в длинных вступлениях, заключениях в монологах. Нередки случаи несоответствия содержания монолога задаче, которая ставилась в задании. Участники ЕГЭ допускают большое количество лексико-грамматических ошибок в спонтанной речи. Все это говорит о том, что во многих школах недостаточно занимаются спонтанной речью и не уделяют должного внимания содержательной стороне высказывания.
К типичным недостаткам в образовательной подготовке участников ЕГЭ относятся недостаточное внимание к разбору стратегий работы с текстами разных жанров и характера, отсутствие повторения учебного материала, особенно грамматических явлений, начальной и основной школы.
Ранее ФИПИ объяснил, почему участники ЕГЭ по английскому языку массово получили ноль баллов за эссе. Этим летом "Коммерсант" сообщил, что сразу в нескольких регионах ноль баллов по результатам эссе по английскому языку получили от 5,5% до 56% сдающих. По официальным данным, в целом по стране не справились с эссе по иностранному языку почти 40% участников ЕГЭ-2018. Проблему поднимали и авторы "Учительской газеты".Напомним, свои рекомендации выпускникам также дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории, биологии, русскому языку и математике.
Источник: ug.ru