preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

ria.ru

22 оттенка личности: родители назвали самые важные качества в педагоге

Знание преподаваемого предмета на высоком уровне, грамотная речь, понимание особенностей возрастного развития ребенка. Три этих качества родители московских школьников считают самыми важными в облике современного учителя.

05.10.18

Такие данные были получены в ходе опроса, организованного лабораторией профессионального развития в образовании Московского городского педагогического университета (МГПУ). 

На 4 – 6 позиции рейтинга педагогических способностей попали "умение вызывать интерес к своему предмету", "знание основ смежных наук для формирования у ребенка целостной картины мира" и "владение актуальными образовательными технологиями".  

 

В ходе опроса 220 родителей из Москвы, 87% которых представляли женщины, имеющие по одному школьнику в семье, также выяснилось, что набор качеств идеального педагога не зависит от того, в каком классе учится ребенок.  

 

Профессия учителя предполагает "общительность, умение наладить диалог в процессе обучения и за рамками занятий", уверены участники исследования. Преподаватель не должен принимать ни одну, ни другую сторону в спорных ситуациях, обязан рассматривать различные точки зрения, уметь брать на себя роль миротворца. 

При этом родители старшеклассников напоминают, что дети прежде всего стремятся быть услышанными, ждут непредвзятого отношения к себе со стороны преподавателей.   

 

Результаты исследования выстроены в виде набора достоинств идеального учителя, включающего 22 позиции. Они расположены в порядке убывания значимости для родителей. 

 

Впрочем, такое распределение достаточно условно, так как, по мнению родителей, все перечисленные составляющие педагогического мастерства находят отражение в портрете педагога-идеала. По их словам, "эти характеристики размещены не по порядку, а по кругу". 

 

Составленный итоговый портрет включает в себя не только общепедагогические и специальные профессиональные умения и навыки, но и такие характеристики личности педагога, как честность, порядочность, терпение. А также "демонстрацию активной гражданской позиции и здорового образа жизни на личном примере".       

"Наше исследование призвано помочь родителям наладить диалог с администрациями школ, учителями. Не думаю, что профессионалам обучения нужно идти на поводу у родителей. Но прислушаться к их мнению важно", – сообщила организатор исследования, заведующая лабораторией профессионального развития в образовании МГПУ Ольга Айгунова.

 

Она рассказала, что выводы исследования могут быть полезны для мам и пап, испытывающих неудовлетворенность качеством преподавания, сложившимся стилем общения в коллективе. 

 

Интересно, по ее словам, что авторы утвержденного приказом Минтруда РФ пять лет назад (18 октября 2013 года) профессионального стандарта педагога предъявляют к учителю практически те же требования, что и московские родители.  

"Мы спрашивали у респондентов: знаете ли вы о существовании профессионального стандарта педагога? Никто не знал. Как бы то ни было, качества, отраженные в первых девяти позициях "идеального портрета", выполненного московскими родителями, закреплены на уровне подзаконного акта. То есть, даже не читая стандарт, родители описали те же характеристики", – отметила эксперт.  

 

Она подчеркнула, что "в отличие от репетитора – учителя на час, школьный учитель является значимым взрослым". Его "поведенческие особенности дети копируют или осознанно заимствуют, сравнивают с ценностями родителей". 

 

"Штатный учитель прислушивается к индивидуальным особенностям ребенка, влияет на его личностное становление. А репетитор ориентирован на задачу "здесь и сейчас", – добавила она, уточнив, что "процесс становления личности глубже и больше чем услуга". 

 

"У рыночной услуги очень четкие характеристики, прямолинейные. Здесь не надо нырять в глубину. А образование раскладывается на очень много параметров, оно как разветвленное дерево", – пояснила она. 

А как сами воспитанники представляют себе учителя XXI века? 

 

По мнению учеников, опрошенных Московским образовательным интернет-телеканалом, главные пять черт идеального педагога – умение  доступно объяснять новый материал, быть добрым и одновременно справедливым, а также умным и знать не только свой предмет.

 

Школьники также отметили, что учитель должен быть заботливым и понимающим, применять на уроках новые информационные технологии, рассказывать увлекательные истории. Кроме того, у идеального педагога ученики больше нового узнают в классе, чем во время выполнения домашнего задания.

Исследование "Идеальный педагог глазами родителей учащихся" было организовано лабораторией профессионального развития в образовании МГПУ. В нем приняло участие 220 родителей из Москвы в возрасте менее 25 лет (3,2%), от 25 до 35 лет (15,9%), от 36 до 45 лет (46,8%), от 46 до 55 лет (24,1%), старше 56 лет (10%). 

 

Преобладающее большинство респондентов (56,6%) имеют высшее образование, 24,4% несколько высших, 11,2% ученую степень. Одного школьника в семье имеют 72,7 % опрошенных, двоих 22,2%, троих 4,1%, более четырех 1%. При этом у 41% участников исследования дети учатся в первом – четвертом классе, и у такого же количества в пятом – девятом классе.

 

Источник: ria.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Одобряете ли Вы создание новых инновационных образовательных центров по типу "Сириуса"?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, это поможет школам поддерживать одаренную молодежь
Нет, в таком случае поддержка одаренных детей перестанет быть для школ важной задачей
Затрудняюсь ответить