preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Просвещение или наука: что нас ждёт после разделения министерства образования на две части

Эксперты в образовании — о надеждах и опасениях по поводу новой реформы

24.05.18

На этой неделе Владимир Путин издал указ, согласно которому Минобрнауки разделят на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Мы поговорили с представителями школ и вузов, чтобы понять, как они оценивают эту реформу (спойлер: неплохо!) и каких изменений нам стоит ждать.

 

Ирина Абанкина, руководитель Института развития образования ВШЭ

Само разделение на министерство образования, науки и высоких технологий и, собственно, министерство просвещения назревало уже давно. В своё время это объединение было, наверное, разумным шагом. Сейчас много внимания уделяют раннему развитию, буквально с самого рождения. Много важных задач по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Идёт серьёзный переход к инклюзивному образованию. Поэтому сфера образования с новыми задачами и вызовами требует нового регулирования.

Понимаете, министерство в первую очередь поддерживает финансирование проектов в области просвещения. На уровне высшего образования всё по-другому: министерство финансирует часть вузов, которые в его ведомстве. Все бюджетные ресурсы, которые поступают, идут через министерство образования. Оно устанавливало нормативы, там было много специфики. В целом я считаю, что это оправданная и целесообразная мера, которая позволит сосредоточить политику на тех задачах, которые сегодня есть.

В практическом смысле на нас, Высшую школу экономики, это повлияет так: как университет мы будем подчиняться министерству науки и высшего образования, а лицей будет финансировать мэрия Москвы. У меня гораздо больше вопросов вызывает профессиональное образование, аттестация, профильная подготовка. Потому что сегодня все абсолютно правильно говорят, что это должно начинаться уже в школе. Уже есть много отличных инициативных проектов, которые позволяют школьникам найти своё призвание. Я пока не понимаю, как это будет работать. Они пока в министерстве просвещения, но отрывать их от высшего образования, на мой взгляд, не целесообразно. Надеюсь, здесь будут найдены механизмы межведомственной коммуникации. Потому что в последние годы был сделан решительный шаг в этой области — и потерять это нельзя.

 

 

Артур Лисицын, директор школы № 1465

Решение о создании двух министерств вместо одного, на мой взгляд, следует рассматривать как признание возрастающей роли образования в жизни общества. Довольно странно, что раньше вопросы, к примеру, дошкольного образования трёхлетних детей и проблемы эффективной работы Российской Академии наук пытались решать в рамках одного ведомства.

Наше время требует пристального внимания и совершенствования каждого уровня российского образования. Надеюсь, что появление, точнее восстановление, министерства просвещения станет шагом к реализации стратегии обновления российской школы. Она должна стать более гуманной, цифровой, демократичной и менее бюрократизированной.

Думаю, руководитель нового министерства и его аппарат сосредоточится на решении практических задач обновления школы. Как это происходит в последние годы в Москве, учитывая специфику каждого конкретного региона. А ещё видно, что образование продолжает оставаться одним из приоритетов политики, поэтому и появилось два министерства.

 

 

Илья Новокрещенов, директор школы «Покровский квартал», учитель истории и обществознания

Это решение связано со структурной работой правительства и, конечно, основные мотивы нужно искать в том, как само правительство и его глава видят возможные способы управления системой. Если говорить о том, что отделяет один уровень от другого, то это и не хорошо, и не плохо. Просто это будет теперь управляться на уровне государства по-другому.

Коснётся это в первую очередь тех школ, учредителем которых было Минобрнауки. У нас школы города Москвы учреждает город Москва. Я не думаю, что это серьёзно поменяет структуру работы школ, но какие-то общие правила игры могут измениться. Коммуникация между школами и вузами строится не вертикально, а на уровне проектного взаимодействия. И это не в вертикальной, а горизонтальной модели — сетевое взаимодействие. Оно будет продолжено, я уверен. Негативных последствий я не предвижу. Скорее, наоборот, это было сделано, чтобы вузы стали ближе к науке, чтобы проводились фундаментальные исследования и развивалась в целом наука.

 

 

Игорь Шиян, заведующий лабораторией развития ребёнка МГПУ

Радует сохранение связки наука-высшая школа в рамках одного министерства. Значит курс на развитие университетской науки будет продолжен. Это очень важно как для развития научного потенциала страны, так и для качества подготовки специалистов (не только для научной сферы).

Важен новый статус Рособрнадзора. Надеюсь, что курс на смещение акцента от контрольного оценивания к оцениванию для развития — тоже сохранится.

Определённым вызовом для системы становится «разведение» высшего и среднего специального образования по разным министерствам. Здесь надо координировать требования к подготовке специалистов на этих уровнях (например, в педагогических колледжах и вузах). Нужно понять, к чему будут относиться педвузы. Если они окажутся в ведении министерства просвещения, то будут оторваны от общей линии развития университетов. Многое будет зависеть от того, в какой степени команды смогут договориться об общем видении образовательного пространства страны.

 

Источник: Мел

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

КПРФ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Положительно. Хорошо, что такие инициативы выдвигаются, законы надо менять
Думаю, что там будет много важных моментов, на которые стоит обратить внимание, но менять весь закон не стоит
Отрицательно. В нашей стране слишком часто меняют законы и никто не успевает их понять
Затрудняюсь ответить
Впервые слышу о подобной инициативе