— Людмила Михайловна, расскажите, как Вы относитесь к современным технологиям в ДОУ?
— Дети у нас современные, и если всевозможные технологии они не видят в детском саду, то наверняка они есть у них дома. А детский сад, во-первых, имеет возможность закупать оборудование более качественное, во-вторых, в крупном виде, а в-третьих, — более грамотно подбирать те игры, те занятия, которые действительно развивают детей. У нас на кафедре дошкольной педагогики есть специалисты, которые занимаются как раз проблемами использования компьютерных технологий для дошкольников, разрабатывают игры и занятия. Современные технологии — вещь хорошая, но всё зависит от того, как часто ребёнок этим занимается и кто руководит работой.
— Считаете ли Вы, так же как министр образования Ольга Васильева, что на программы педагогической магистратуры нужно принимать только педагогов-бакалавров?
— Я в некоторой степени согласна с её заявлением, потому что мы сейчас готовим магистров на базе педагогического и непедагогического образования. Просто тем, кто не имеет образования (а у нас есть и инженеры, и журналисты, и даже артисты), работать в детском саду очень тяжело. Им приходится догонять с помощью самообразования те моменты, которые наши выпускники уже знают. С другой стороны, есть те, кто уже давно работает в саду и по каким-то обстоятельствам не закончил педагогический вуз. В этом случае магистратура — это следующий уровень образования для них. Конечно, результат выше у тех, кто с педагогическим образованием идёт в педагогическую магистратуру. К слову, у победительницы в одной из номинаций Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2016», нашей выпускницы магистратуры Юлии Новосёловой первое образование техническое, инженерное, поэтому тут уж зависит от человека.
— Какие существуют противоречия в нормативных документах, регулирующих ДО? Назовите, пожалуйста, самые актуальные и острые вопросы.
— Есть некоторые противоречия, в основном они связаны с тем, что мы стали первым уровнем образования и с нормативной точки зрения приравнены ко всем остальным уровням. С другой стороны, уровень дошкольного образования необязательный, и здесь есть нюансы, которые сталкивают наше понимание как официальных руководителей органов управления образованием с тем, что должно быть дошкольным образованием, а что должно быть только в школе. Например, такие вопросы: нужен ли в детском саду учебный план, нужна ли рабочая программа? Такие вещи сейчас обсуждались на многих совещаниях, они очень актуальны.
— Какие последние изменения были внесены в закон об образовании?
— Одно из существенных изменений — введение в 2015 году верхней границы оплаты родителями за присмотр и уход ребёнка в детском саду. Очень значительная вещь. Во-первых, в регионах размер оплаты определяется по-разному. Во-вторых, то, о чём говорили и на стратегической сессии конференции — первую помощь в дошкольном учреждении должен оказывать педагог. В данном случае вопрос в том, кто будет этому обучать педагога. Жизнь идёт вперёд, и нужно обучить всех.
— Что бы Вы хотели изменить в нормативной базе дошкольного образования для более эффективного функционирования сферы?
— Есть вопросы, которые связаны с чётким пониманием того, какова номенклатура дел дошкольного учреждения, какая документация должна быть, а какая излишняя, потому что сегодня и у нас, и в школе очень много бумаг, которые пишет и воспитатель, и заведующий и т.д. Это требует проработки. Ну и в некоторой степени вопрос, который связан с разработкой образовательных программ. Тут есть некоторые разночтения. У нас имеются программы и авторские, и примерные, и парциальные, и очень по-разному воспринимается эта информация. Каков статус каждой — вот здесь нужно чётко определить, что есть что.
— Расскажите о будущих изменениях в нормативных правовых актах, касающихся ДОУ.
— Я являюсь членом Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ, сейчас новый созыв, и мы только начнём работать. Планируется обсудить вопросы, связанные с работой с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении: это соответствующий федеральный стандарт либо адаптивные программы. Это большая и не очень проработанная проблема дошкольных организаций.
Материал подготовила Анастасия Огородник.