«Многие эксперты считают: оценка, сделанная лицом, отвечающим за деятельность образовательных организаций, не может быть независимой. Более того, зависимость НОКО усиливается из-за использования ее результатов для оценки региональных органов власти, которое закреплено в №392-ФЗ. Регион оплачивает проведение НОКО, и «слегка» подправить результаты, чтобы регион выглядел не хуже других – это великий соблазн… Так что такая оценка вряд ли может считаться независимой.
Другая сторона вопроса: от чего или от кого независима эта оценка? Положения законодательства определяют ее как независимую от самих оцениваемых организаций. Поэтому нельзя привлекать представителей школ, детских садов к проведению этой оценки. Даже опрос родителей должен проводиться внешней организацией. И в общественном совете по НОКО не должно быть педагогов, руководителей образовательных организаций и даже представителей родительского актива оцениваемых организаций. К сожалению, и этот принцип практически не выполняется при проведении НОКО.
Но есть еще и третья сторона: независимая оценка качества образования не ограничивается процедурами, зафиксированными в 95 статье №273-ФЗ. И вот в этом более широком пространстве могут появиться и появляются довольно интересные и полезные, по-настоящему независимые, оценки качества образования».