preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Эксперты назвали главную проблему для учителей в онлайн-образовании

Что самое сложное в онлайн-уроках? Как помочь родителям "включиться" в новую школьную реальность? Заменит ли дистант традиционные занятия?

27.04.20

 

 По данным экспертов РАНХиГС, более 60% учителей оказались не готовы к быстрому переходу на дистанционное обучение: опыта нет. Почему в сфере образования цифровые решения внедряются так медленно?

Евгений Лурье: Цифра легко входит в те сферы, которые изначально предполагали цифровизацию. Например, банки, финансовые компании давно работают с цифрой, поэтому органично перешли в онлайн. Технологические компании тоже легко вписались. Образование - сфера, где всегда был важен личный контакт. А это довольно трудно "оцифровать", особенно в экстренном режиме. Просто школа изначально находится в других стартовых условиях.

Но у нас давно в школы внедряется интернет, интерактивные доски, виртуальная реальность на уроках уже никого не удивляет…

Евгений Лурье: Все верно, 97% опрошенных нами учителей используют те или иные онлайн-инструменты при работе в школе, но сейчас речь про домашнее оборудование. Даже если школа подключена к интернету, это никак не связано с тем, что происходит у детей дома. Основной вопрос - есть ли устойчивая связь и необходимые устройства там. Мы понимаем, что не всегда. Никто не обеспечивал персональными устройствами ни детей, ни учителей. Школа оказалась в ситуации форс-мажора.

Но все-таки возможности для выхода в интернет, как правило, есть. А Яндекс.Учебником, Учи.ру и другими образовательными платформами можно пользоваться даже с телефона.

Школам предлагают свои услуги различные образовательные ресурсы и учебные платформы, как государственные, так и частные. Как ориентироваться?

Евгений Лурье: Если говорить про так называемые платформы учета и контроля, то, конечно, в региональных масштабах удобнее иметь единый инструмент. В Москве эти функции, в том числе, выполняет Московская электронная школа. Есть несколько других платформ, которые работают на регионы.

Но когда речь идет о том, какие задания решать, какие тексты читать, какие видео смотреть, без разнообразия не обойтись. Учителя разные, регионы разные. В национальных республиках, допустим, наверняка важны задания, связанные с этническими особенностями, с родным языком. Здесь здоровая конкуренция и свободный рынок дают учителям возможность выбрать. Им это необходимо: учитель - творческая профессия.

Что в школьном уроке сложнее всего поддается переводу в онлайн?

Евгений Лурье: Мы спросили об этом учителей со всей России. Выяснили: большинству педагогов труднее всего объяснять в онлайне новый материал. Отчасти это компенсируют различные платформы, где есть готовые видеоуроки. Но там все несколько обобщенно дается, а наши учителя идут по разным учебникам и программам. При этом лишь 32% опрошенных учителей регулярно ведут видеоуроки самостоятельно. Видимо, для них это непривычно, нет необходимых навыков, тяжело удерживать внимание учеников во время трансляции.

Так же трудно даются проверка и контроль. На обычных уроках велика роль учителя: он помогает детям организовать себя, спланировать работу. В дистанте контроль снижен, невозможно проследить, что дети решают самостоятельно, а где им помогают родители. Поэтому контрольные и проверочные работы сейчас сильно просели.

Все ли учителя полноценно используют возможности дистанционного образования?

Евгений Лурье: Увы, нет. Большинство продолжает пользоваться, так скажем, "нецифровыми способами ведения дистанционной работы". Проще говоря, в мессенджер родителям высылается задание: прочитать такой-то параграф в учебнике. Или по почте просят выслать на проверку фото рабочей тетради. Это очень усложняет жизнь и самим учителям, и родителям, и школьникам - все эти тысячи сообщений в мессенджерах и ссылки на файлообменники. Кроме того, самостоятельное чтение учебника - это не живое объяснение учителя, а фото выполненных работ проверить еще сложнее, чем 35 тетрадей на столе. Нулевой профит. Но многие учителя не готовы полностью уйти в онлайн. А вот у тех, кто рискнул и подключился к таким платформам, как Яндекс.Учебник, сейчас гораздо меньше негатива ко всей этой ситуации. Им в целом проще: там есть возможность выполнять задания онлайн и автоматическая проверка ответов. Ребенок мгновенно получает обратную связь, а учитель - результат и статистику по каждому ученику… Все! Никаких пересылок фото тетрадей.

Многое сейчас легло на плечи родителей. Доходит до нервных срывов. Как правильно распределить нагрузку между учителем и родителем?

Евгений Лурье: Конечно, нагрузка на родителей выросла колоссально. Некоторые увидят плюсы в том, что родители впервые становятся соучастниками, "продюсерами" образования своих детей, участниками образовательного процесса... Но в большинстве случаев это проблема. На родителях, особенно в начальной школе, лежит все, что касается распорядка дня, контроля и отслеживания "логистики" - отправки заданий педагогам. Задача не из простых, все это понимают. Как помочь? Основная рекомендация - перенимать опыт у тех школ, которые успешно перешли к дистанту. Как правило, не без помощи родителей или выпускников, которые давно на "ты" с цифрой. Они могут провести пару мастер-классов, в том числе и для учителей, помочь с организацией видеоконференций. Я знаю школы, в которых так и сделали. За две-три недели ситуация там пришла в норму.

А почему в вузах ситуация более спокойная?

Евгений Лурье: В вузах учатся студенты - им 17-18 лет и больше. Это все же самостоятельные люди, которые могут сами себя организовать. Основная сложность для школы - в организации учебного дня для ребенка или детей, если семья большая. В массе своей у студентов это их собственная забота, а не родителей. Кроме того, большинство студентов учится в городах, где нет особых сложностей с подключением к интернету. А сколько у нас школ и детей в сельской местности, где с этим большие проблемы? Так что школы находятся в иной ситуации.

Станет ли дистанционное образование частью обычной школьной жизни, когда пандемия закончится?

Евгений Лурье: Наши школы технически и методически выстроены под офлайн. И все педагоги подготовлены под офлайн. Но точно следует ожидать, что доля онлайн-инструментов в образовании вырастет. Потому что они выручают учителя не только в период форс-мажора, но и в "мирное" время. Например, задания с автоматической проверкой: то, что делаем мы в Яндекс.Учебнике и наши коллеги. Учителя, которые стали пользоваться этим еще до карантина, регулярно отмечали: легче стало не только им, но и детям.

Наша задача как образовательного сервиса - помогать школе и учителям развиваться. И мы рады, что многие учителя в этот момент смогли совершить просто гигантский прыжок и начать в дистанционном формате осваивать новые инструменты. Цифра дает совершенно новые и уникальные возможности образованию, от этого мы все стратегически выигрываем.

Онлайн-инструменты, конечно, не заменят очное школьное образование, но способны качественно его дополнить. Раньше мы играли в оркестре из трех инструментов, а потом добавили еще два. Вряд ли от этого будет хуже, но, очевидно, станет интереснее и разнообразнее. Главное, чтобы все эти инструменты играли слаженно.

 

Источник:  Rg.Ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

КПРФ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Положительно. Хорошо, что такие инициативы выдвигаются, законы надо менять
Думаю, что там будет много важных моментов, на которые стоит обратить внимание, но менять весь закон не стоит
Отрицательно. В нашей стране слишком часто меняют законы и никто не успевает их понять
Затрудняюсь ответить
Впервые слышу о подобной инициативе