preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Волонтеры создали в Крыму уникальный инклюзивный спектакль для слабовидящих детей

Может ли слепой актер играть на сцене? Может, решили в московском Театре наций, и поставили спектакль, ломающий стереотипы. А ребенок может? Да, ответили в Симферополе

10.05.18

Дождь из нотных знаков

Наверное, Смоктуновский перед премьерой своего Гамлета переживал меньше, чем юные актеры. Начало спектакля Forte-Piano в Голубом зале краеведческого музея Симферополя пришлось задержать на 10 минут, потому что вся труппа переволновалась в ожидании выхода на сцену.

- Это все очень необычно, я ничего такого никогда раньше в жизни не делала, - говорит пятиклассница Настя. - Думаю, я теперь буду лучше понимать музыку.

В пластическом спектакле у Насти роль Белой клавиши. Еще есть Черные клавиши, Музыкальные волшебники, Облака, Звезды и Нотки. В постановке участвуют 11 детей. Пятеро из них полностью лишены зрения, остальные имеют другие серьезные ограничения.

Рядом зрячие взрослые актеры. Чтобы дети не уставали, все действо длится 40 минут, а постановка разбита на несколько коротких историй, сплетающихся в одну сюжетную линию. На сцене юные слабовидящие актеры танцуют, рисуют и создают сказку. Все здесь удивительно, и даже дождь из нотных знаков.

- Слепые девочки очень боялись упасть, двигаться, были скованы, - рассказала "РГ" режиссер и художник-постановщик спектакля Полина Родригес. - И за время работы над проектом мы увидели прогресс, даже педагоги этому удивляются.

Постановка - это синтез современного танца контемпорари, элементов йоги, контактной импровизации и музыки. Юные актеры, для которых в обычной жизни каждое движение порой требует дополнительных усилий, помощи посторонних, учатся на сцене не только лучше понимать мир музыки и звуков, но быть более раскрепощенными и уверенными в себе.

 

Пронзительно и тонко

- Работать со слабовидящими детьми было не просто, особенно в начале. Вся наша группа вместе с малышами училась, мы наблюдали за ними и подбирали такие упражнения, чтобы им было интересно. Это знаковые движения, которые наполнены смыслом для детей и понятны зрителям, - говорит хореограф-постановщик Марина Ижецкая. - Это тот случай, когда важен не только конечный результат, но и сам процесс. Мы видим, как дети постепенно раскрепощаются, становятся мягче, начинают нам доверять.

Для будущих исполнителей индивидуально подбирали не только движения, но и сценические амплуа, в зависимости от особенностей и темперамента каждого ребенка. Если девочки были подвижные, то они на сцене - "стаккато". Если двигались плавно и медленно, то они "легато".

Впрочем, учились в этом проекте все, и юные актеры, и взрослые его участники.

- У нас есть один символичный танец, у взрослого зрячего танцора завязаны глаза, он ничего не видит, - рассказывает волонтер благотворительного фонда "Детям Крыма" Александра Родригес. - Маленькие артисты водят его по сцене. В этом танце они для нас проводники, а мы им полностью доверяемся.

Слоган "Танцуй. Рисуй. Иди на звук" стал лейтмотивом постановки. В спектакле есть сцена, где дети движутся в такт музыке, а в зале звучат их записанные рассуждения о жизни. "Звук - это король мира", - говорит один мальчик. "Вы слышите, как скрипит маркер на листе бумаги, а я слышу музыку", - вторит ему другой.

Спектакль - это не просто набор новых техник работы со слабовидящими детьми. Нет, это целостное произведение со своей драматургией, понятной не только посвященным. Есть в нем и пронзительная грусть, и одухотворенная романтика юности, и озорство детства.

 

Пусть мир увидит нас

Идея поставить спектакль, в котором главными действующими лицами будут дети с ограниченными возможностями зрения, появилась у группы волонтеров около двух лет назад. Столько времени благотворительный фонд "Детям Крыма" сотрудничает с администрацией симферопольской специальной школы-интерната N1 для детей с нарушением зрения, работая с новыми техниками адаптации и развития способностей особенных детей. Спустя год появилась идея соединить разные техники в пластический спектакль. Проект объединил волонтеров фонда, лабораторию современной хореографии FreeDanceLab и десятки людей самых разных профессий, от психологов и художников до музыкантов и швей.

- Мы поставили спектакль в очень сжатые сроки, всего за два месяца и в декабре 2017 года состоялась премьера, - говорит Марина Ижецкая. - Новая постановка, которую зрители увидели в мае, это доработанный вариант, более глубокий, более совершенный и отточенный.

Первыми зрителями спектакля, помимо родителей, были педагоги инклюзивного образования, хореографы, специалисты Крымского института последипломного образования. Результат оценили все. В прошлом году Forte-Piano получил грант Фонда поддержки деятелей культуры и искусства "Стремление" по программе "Театр+Общество", а в этом году крымский перфоманс нашел поддержку Росмолодежи.

Теперь волонтеры проекта мечтают показать его широкой публике. Идея и ее сценическое воплощение продолжают развиваться, в ней появляются новые элементы и актеры. После удачного дебюта, помимо девочек попробовать себя в качестве музыкантов на сцене захотели мальчишки. В новой редакции появилась анимация. А творческая группа надеется побывать на гастролях. Ребят уже пригласили в Евпаторию, но, если позволят финансовые возможности, волонтеры хотели бы показать свой спектакль и за пределами Крыма.

 

Тем временем

3 декабря 2017 года, в Международный день инвалидов, на сцене штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже Россия представила спектакль московского Театра наций In touch (Прикасаемые) - постановку, где слепо-глухие и зряче-слышащие актеры играют вместе. В его основу легли реальные истории людей из России, Великобритании и Франции, переданные с помощью разговорного, жестового языка и языка драматического театра. Одну из главных линий спектакля составляют истории двух слепоглухих: ныне живущего и активно читающего лекции профессора Александра Суворова и Ольги Скороходовой - первой слепоглухой женщины в российской науке. Спектакль включен в список инклюзивных проектов ЮНЕСКО.

 

Комментарии

Сахарова Светлана, психолог:

- Этот многогранный и уникальный проект, в котором были задействованы сразу несколько видов искусства, научил его юных участников совершенно новым формам общения с миром и собой, расширил диапазон красок их эмоционального восприятия. Соприкосновения с активными формами взаимодействия - танцем, музыкой, театром - на основе импровизации - способствуют наилучшему развитию когнитивных процессов личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Ирина Титова, мама Вероники, участвовавшей в постановке:

- Удивительный и прекрасный спектакль. Меня как зрителя эмоции захлестывают. Все гармонично, и дети после каждого представления все больше раскрываются, делают все еще слаженней. Это прекрасно.

 

Источник: Российская Газета

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Зарплаты молодых учителей

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, молодые учителя получают в 2-3 раза меньше
Нет, молодые учителя получают также, как и все
И молодые, и более опытные учителя получают меньше, чем должны по законодательству
Затрудняюсь ответить