preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Социологи рассказали о проблемах детских садов в России

Мониторинг качества дошкольного образования в рамках проекта «НИКО-дошколка» провели в 2016–2017 годах

18.06.18

Национальное исследование качества образования «дошколка», который провел Московский городской педагогический университет по запросу Роспотребнадзора, показало критическую ситуацию с переполненностью групп в детских садах и недостаточно хорошие общие условия. Результаты научной работы опубликовало РИА «Новости».

Мониторинг качества дошкольного образования в рамках проекта «НИКО-дошколка» провели в 2016–2017 годах. Исследованием занимались специалисты Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ при участии НИТУ МИСиС (2016) и Академии «Просвещение».

На сегодняшний день в детсадовских группах в среднем указано 27-28 детей. Из них присутствуют обычно порядка 65%. В материалах социологов указано, что происходит это из-за массовой болезни детей. Не готовы приводить малышей в дошкольные группы родители и по другим причинам.

В более чем трети групп детских садов — 34% — в списках числится свыше 30 детей. В 3% указано выше 40, а иногда и 50-55 человек. В 59,5% групп на момент мониторинга присутствовали свыше 25 воспитанников.

Одной из проблемных зон остаются условия сна. О них говорили как в 2016, так и в 2017 году. Из-за переполненности спален ребенок не получает минимального личного пространства для расслабления. В такой обстановке быстро распространяются инфекции дыхательных путей в период сезонной заболеваемости. Не учитываются и индивидуальные особенности ребенка в отношении дневного сна.

Специалисты признали недостаточно хорошими и условия в детских садах в целом для детей и воспитателей. Лишь в 17-18% российских учреждений создана атмосфера для воспитанников с особыми образовательными потребностями, причем оцениваются они как удовлетворительные.

Предметно-пространственная среда в детских садах, отмечают социологи, недостаточно доступна для детей. Ее также отличают малые насыщенность и разнообразность. Причина этому кроется в том, что в образовательном процессе акцент сделан на непосредственную образовательную деятельность. При этом взрослый руководит действиями детей и раздает материалы.

Как отмечается в исследовании, в большинстве детсадов не заменяют продукты для детей, склонных или страдающих аллергией. Во время приема пищи зачастую отсутствует непринужденная обстановка, запрещены разговоры. Ситуации, когда воспитатель сидит с дошколятами за одним столом и разговаривает на интересные для них темы, являются редкостью.

В дошкольных учреждениях, как правило, отсутствуют и условия для воспитателей. У них нет ни времени, ни места для отдыха, специального помещения для обсуждений в коллективе или кабинета для беседы с родителями.

Редко обратная связь по результатам оценки работы педагога в течение года предоставляется в виде помощи и поддержки.

Специалисты назвали происходящее отражением организационной культуры. В ней не учитываются потребности воспитателей, что приводит к профессиональному выгоранию и ухудшению взаимодействия с детьми.

Исследование «НИКО-дошколка» осуществлялось в два этапа. В сентябре 2016 в нем приняло участие 423 детских сада из 40 регионов. В 2017 году — 1301 детский сад из 74 регионов (2,6% детских садов РФ, 87% регионов). 367 детских садов участвовали в мониторинге дважды.

 

Источник: 360

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ЕГЭ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
ЕГЭ по истории
ЕГЭ по физике
ЕГЭ по химии
ЕГЭ по английскому языку
Достаточно обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике
Я вообще отменил (-а) бы ЕГЭ
Другой вариант (оставить в комментариях)