preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Малыш и гаджет

Создавать роботов и программировать их станут уже в детском саду

18.07.18

Экспериментальное поле для роботов, мини-лаборатория, конструкторское бюро, мультстудия... Эти и другие модули научно-технического творчества могут появиться в детских садах по всей стране. Апробация инновационных образовательных программ для маленьких инженеров стартует в 18 регионах России уже в ближайшие месяцы.

Пчелка размером с котенка ползет по бумажному полю с картинками. Проезжает нарисованный мост, перекресток, объезжает деревья и попадает на цветок. Миссия выполнена: программируемый робот радостно жужжит и сверкает глазами. Рядом хлопает в ладоши шестилетний малыш. Именно он помог желто-полосатому другу добраться до дома. Как? Игровое поле поделено на клетки. Жмешь на кнопку-стрелку на спинке пчелы - та двигается на шаг вперед, нажимаешь на другую - и робот поворачивает, объезжая препятствие.

- Именно так закладываются основы программирования у дошкольников. Никто не ставит малышам сверхзадачи и не учит писать сложный код. Цель - выстроить оптимальную программу движения механизма по клеткам - превращается для них в увлекательный квест, - говорит директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец. - Роботы подойдут разные: и программируемые пчелки, и машинки, и любые животные. Плюс - игровые поля с разными сюжетами, которые можно придумать, нарисовать, расчертить и даже сконструировать вместе с детьми. И тогда возникает живая игра, начинают складываться отношения, зовут героев приключения и победы. Все для того, чтобы ребенок развивал креативность, воображение и логическое мышление.

И это только часть образовательного контента, разработанного учеными и педагогами для детсадовцев пяти-семи лет. Инновационных программ две. Первая - "STEM-образование для дошкольников" - состоит из шести модулей: экспериментирование с живой и неживой природой, робототехника, математика, конструирование, мультстудия, работа с фигурами по системе Фребеля. У каждого блока своя техническая "начинка" и методические рекомендации: как заинтересовать ребенка, как построить игру, научить малышей работать в команде и вместе решать практические задачи...

- По данным педагогов и социологов, если ребенок не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев он не свяжет будущую профессию с техникой, - говорит Татьяна Волосовец. - Поэтому так важно показать ему разные возможности, способы взаимодействия с миром. И даже если малыш окажется "чистым" гуманитарием, этот опыт ему пригодится.

STEM-программа включает не только знакомство с техникой и технологией, но и творчество. Яркий пример - мультстудия. Ребята объединяются в группы по 3-5 человек и придумывают сюжет будущего мультика. Например, про ворону и лисицу. Дети сами создают героев из пластилина, помещают их в игрушечные декорации, выставляют свет... Программа уже апробирована в нескольких детских садах Краснодарского края. В масштабном федеральном эксперименте по ее внедрению примут участие более 150 детских садов из 12 регионов страны.

А в Самарской области при поддержке специалистов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО создана вторая программа для маленьких "технарей", которая будет апробирована в детских садах 6 регионов России. Название говорит само за себя: "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров". Фишка второй программы в том, что она не только развивает у ребенка инженерное мышление, но и знакомит его с конкретными профессиями. Например, в сфере машиностроения, электротехники или даже железных дорог. Такая "опережающая профориентация" будет особенно актуальна для наукоградов и моногородов, где расположены большие производства.

"Опережающая профориентация" в наших условиях весьма актуальна для наукоградов и моногородов

Но можно ли подменять традиционные "развивайки" научно-технической образовательной игрой? Тут, как уверяют специалисты, родителям беспокоиться не стоит. 60 процентов занятий в детских садах строго регламентированы. Развитие речи, рисование, лепка, музыка, физкультура будут всегда. А 40 процентов занятий отводится под вариативную часть программы (формируемую участниками образовательных отношений). Именно это время можно выделить под робототехнику и конструирование.

Справка

Аббревиатура STEM становится в российской образовательной среде все популярнее. Расшифровать ее можно так: Science - Наука, Technology - Технология, Engineering - Инженерное дело, Math - Математика. Программы, созданные в рамках этой концепции, уже прочно прописались в вузах, школах и центрах дополнительного образования. А теперь в нее погружаются и детские сады.

Источник: Российская газета

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Рейтинг сайтов

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, ведь сайт создаёт имидж моего образовательного учреждения
Да, сайт — наша визитная карточка!
Да, но только потому, что это проверяется соответствующими органами
Да, но он нужен только родителям
Да, я люблю информационные технологии
Нет, это пустая трата времени
Затрудняюсь ответить
У нас нет сайта