preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

фото предоставлено МДОУ "Детский сад №69"

Консультативный центр на базе детского сада – успешный опыт инклюзии в Ярославле

Материал Ассоциации о работе консультативного центра - от идеи до реализации

20.09.18

  Термин «Инклюзивное образование» громко прозвучал  в России  несколько лет назад и был закреплён  в Законе  "Об образовании в РФ" в 2012 году. Ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было. Согласно закону инклюзивное образование должно обеспечить равный доступ к образованию всем обучающимся «с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Данные Росстата за последние 4 года говорят об отрицательной динамике в стране: количество детей с ОВЗ в возрасте до 18 лет увеличилось на 11%. Очевидно, что существует потребность в специалистах и центрах по инклюзии.    В этом году при Министерстве образования и науки была создана рабочая группа по разработке  концепции инклюзии.

Однако, ещё до появления закона в детских образовательных учреждениях  существовали группы комбинированной направленности, в которых  в  обычные детские коллективы включались малыши с пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр. Так было и  в ярославском детском саду №69, в котором в 1998 году открылись две группы для часто и длительно болеющих детей. 

Позже здесь сформировали группы для детей  с нарушением зрения, сад был оснащен медицинскими кабинетами с офтальмологическим оборудованием, а штат пополнился врачом-офтальмологом, педиатром, неврологом, медсестрой-ортоптисткой, инструктором по лечебной физкультуре, дефектологами и логопедами. Весь педагогический персонал был обучен тифлопедагогике и тифлопсихологии.

По сути, с 2001 года д/с 69 начинает свою историю как специализированное учреждение, на базе которого функционирует Центр консультативной и практической помощи детям с нарушением зрения, ныне известный далеко за пределами области.

По словам Галины Овчаровой, руководителя МДОУ «Детский сад №69», заслуженного учителя РФ, к этому времени к реализации идеи о центре коллектив единомышленников уже был готов: поскольку все видели необходимость в адаптации ребятишек в садике.   Сотрудники хотели показать родителям важность образовательного процесса и взаимодействия со своими чадами, причем подготовка к детскому саду велась за несколько месяцев до поступления в него ребятишек. 

Самым сложным, как оказалось, было привлечь и создать достойные условия труда для высококлассных специалистов. Зато сегодня  любой родитель, обратившись в консультативный пункт,  сможет бесплатно получить помощь заведующего, педагога-психолога, дефектолога, логопеда, офтальмолога.  Специалисты помогут определить особенности развития  ребенка для подготовки  к поступлению в ДОУ или школу,  решить проблемы общения. В консультативный пункт приходят родители из других районов Ярославля: и не обязательно, что их малыш пойдёт в 69-й детсад. Кроме консультаций на месте, эксперты центра делятся опытом на выездных всероссийских конференциях: так 23 октября в Петербурге руководитель МДОУ №69 Галина Овчарова представит участникам кейс «Организация центра консультативной и практической помощи детям с ОВЗ не посещающим ДОУ из опыта МДОУ “Детский сад № 69” г. Ярославль».

Педагоги занимаются  и со школьниками, нередко и с родителями проводят занятия в игровой форме, скажем, завязывают глаза, чтобы погрузить их в мир плохо видящего ребёнка. Либо показывают картинки того, как видит мир малыш, страдающий астигматизмом, близорукостью, косоглазием. Педагогическим и медицинским персоналом проводится психолого-педагогическое консультирование родителей, с детьми организуются диагностические, коррекционно-развивающие занятия, лечебные процедуры.
  Важно, что специалисты Центра оказывают поддержку и педагогам других образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику. Сотрудники детсада проводят для руководителей и старших воспитателей семинары по организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения,  диагностике для воспитателей. 

На базе МДОУ 69 в помощь педагогам работает и муниципальный ресурсный центр. Проводятся всевозможные мастер – классы, помогающие специалистам детсадов определить заболевание у ребёнка с ОВЗ – будь-то нарушение зрения или задержка психического развития.

Воспитатели и медики учреждения регулярно повышают квалификацию, благодаря чему, у работников д/с одна из самых высоких зарплат по региону.  Педагоги являются авторами методик, издают книги, печатают статьи в профессиональных журналах, на сайтах педагогических сообществ и детского сада, в газете для родителей воспитанников и сотрудников «В гостях у «Сказки». 

 С 2002 года  учреждение является филиалом кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. По заявке профессорского состава кафедры сотрудники ДОУ ежегодно участвуют в инновационных проектах ВУЗа и международных научных конференциях «Чтения К.Д.Ушинского». Коллектив МДОУ 69 ежегодно участвует в различных всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах: «Детский сад года», «Лидер в образовании», «100 лучших образовательных организаций России», «Детские сады – детям» и других. 

  Сейчас в детском саду из 206 детей – 155 с нарушениями зрения. Желающих поступить в учреждение достаточно, но, увы,  всех  принять невозможно. А для создания подобного центра, по словам Г.М. Овчаровой, нужно поставить чёткую цель: «Для чего? Для кого?». Необходимо осознавать всю трудоёмкость работы: это  поиск помещения (если такового нет), создание коллектива единомышленников, подбор и привлечение специалистов (а далее – постоянное повышение квалификации), поиск спонсоров, создание необходимой нормативно-правовой базы  и, разумеется, способность доказать значимость такого центра органам власти.  


Автор Родион Латышев

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Создание единственного образовательного пространства

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить