preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

Эксперт: уважение к ребенку – это "база", а не предел роста воспитателя

 Мультимедийный круглый стол в формате видеомоста Москва – Ульяновск на тему: "ФГОС педагога дошкольного учреждения: что ждет воспитателей?" состоялся в среду, 27 сентября, в МИА "Россия сегодня".

07.10.17

Мультимедийный круглый стол в формате видеомоста Москва – Ульяновск на тему: "ФГОС педагога дошкольного учреждения: что ждет воспитателей?" состоялся в среду, 27 сентября, в МИА "Россия сегодня".  

Начальник отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Наталья Костюк поздравила коллег и участников видеомоста с Днем воспитателя. Она напомнила, что всероссийский праздник, отмечаемый 27 сентября, был утвержден приказом Минобрнауки РФ в 2016 году. 

В течение всего прошлого и текущего года продолжается доработка профессионального стандарта педагога, а с 6 июля по 20 сентября 2017 года общественность широко обсуждала новый проект уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР). 

"Оба этих документа систематизируют деятельность педагогических работников", – считает эксперт. Она сообщила, что в ходе обсуждения проектов поступило более 100 предложений и замечаний, а в дискуссии приняли участие представители всех субъектов федерации. "Эти обращения коллег находятся сейчас в обработке, наиболее существенные будут учтены в окончательном тексте", – добавила она.  

По словам заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского гоcударственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Ирины Бурлаковой, вынесенный на обсуждение уровневый профстандарт включает два направления роста педагога. 

"Горизонтальная линия – когда учитель сам повышает квалификацию, реализует индивидуальные программы преподавания. И вертикальная – когда он готов передавать свой опыт и какие-то важные наработки коллегам", – рассказала она. В этой градации, по ее мнению, старший воспитатель это человек, который не только сам учится, но и "организует работу педагогов, может оценить какие-то их действия, дать полезные советы". 

 

Отвечая на вопрос, как меняются требования к педагогам в части работы с детьми из групп риска, спикер сообщила, что и во ФГОС дошкольного образования, и в профстандарте педагога, и при подготовке  педагогов в вузах эти нормы прописаны.  

В рамках модернизации педагогического образования разрабатываются практикоориентированные программы, которые учитывают необходимость подготовки специалиста, способного учитывать особенности развития детей. "Он, конечно, не заменит дефектолога, но взаимодействовать с разными категориями детей, по крайней мере, выпускник нашего вуза, будет уметь", – заверила она. 

ФГОС дошкольного образования вступил в силу в 2013 году. За три года жизнь ушла вперед. Сегодня в группы приходят дети с ОВЗ и те, кто раньше мог посещать только специальную сеть. Директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец уверена,  что меняющийся контингент ребят порождает серьезные риски, предъявляя особые требования к профессионализму педагогов. 

"Сами воспитатели формируют сегодня поставщикам услуг по переподготовке кадров запрос на командную работу. Они понимают, что сейчас один в поле не воин и что одному педагогу, без поддержки тьютора, дефектолога, логопеда и так далее, не справится с теми вызовами, которые выдвигает время", – отметила спикер. 

С точки зрения участницы круглого стола в Ульяновске, заведующей кафедрой психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Марины Силаковой, "уровневый подход к определению содержания трудовых действий показывает педагогам путь к самосовершенствованию, сближает науку и практику".   

С другой стороны, не все трудовые действия, прописанные в документе, могут быть применены к работе воспитателя дошкольной организации. Их необходимо конкретизировать с учетом специфики профессии. Указанный недочет, по мнению эксперта, способен "позволить некоторым, может быть, вольно трактовать эти трудовые действия, что может отразиться на будущей аттестации педагогов". 

Победитель конкурса "Педагог года Москвы-2016" в номинации "Воспитатель года", воспитатель дошкольного отделения ГБОУ "Школа № 283" г. Москвы Юлия Новоселова полагает, что внимание, которое проявляет государство и родители к занятиям детей в дошкольных организациях, беспрецедентно. 

"Фактически на языке документов федеральная власть говорит о том, что все должно рассматриваться под углом зрения ребенка, его интересов", – отметила спикер. Дошкольный возраст самый значимый в жизни. "Это этап, когда развиваются все стороны личности", – напомнила она. 

И важно понимать, что малыш, который рождается сегодня в Москве, в России, "в принципе это гражданин мира". "Неизвестно где, на каком уровне, в какой части света он продолжит свой путь и будет представлять нашу замечательную страну", – высказала мнение участник круглого стола. 

Начальника координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Наталью Матушкину насторожил тезис проекта ФГОС о том, что "учитель просто поддерживает дисциплину, а учитель высшей категории – поддерживает дисциплину на основе взаимоуважения". 

Но ведь понятно, что "если не уважать воспитанника, то из этого вытекают все его личностные проблемы". И конфликтность, и агрессивность дошкольной организации гарантированы, если педагог строит отношения с детьми, не уважая территорию их "Я". "Принцип взаимного доверия – это та база, с которой начинает любой педагог, а не предел его роста", – заключила эксперт.

Источник: РИА Новости

 

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Какое из нововведений Вы поддерживаете?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Отказ от тестовой части ЕГЭ
Устная часть ЕГЭ по русскому языку
Обязательная сдача ЕГЭ по истории
Внедрение уроков робототехники
Возвращение комплекса норм ГТО