preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Каждый второй педагог в России не видит динамики развития своего материального статуса. Эти данные показал социологический опрос педагогов, проведенный институтом социологии образования РАО весной этого года. В ходе исследования было опрошено 3515 человек

Учителя: денег мало, но довольны

Куда расти?

С одной стороны, по сравнению с 2008 годом социальное самочувствие педагога сильно повысилось. Учителя стали более довольны результатами своего труда, его организацией, способами и качеством повышения квалификации, имеющимися возможностями приобщения к культурным ценностям, уровнем оплаты, социального обеспечения и количеством свободного времени.

Упал только один показатель — удволетворенность качеством полученного образования. Авторы статьи объясняют это «введением новых ФГОС и обсуждению профессиональных стандартов в области образования».

Удволетворенность зарплатой за эти 6 лет возросла аж в 4 раза. «Эти изменения в социальном статусе педагога, скорее всего, связаны с программой МОН РФ по модернизации региональных систем общего образования, в рамках которой был осуществлен комплекс мер по доведению заработной платы педагогов до средней заработной платы по экономике региона», - говорится в статье Владимира Собкина, Дмитрия Адамчука и Любови Духаниной на эту тему.

Но, с другой стороы, несмотря на удволетворенность зарплатой, динамику в ней видят только 36,5%. Каждый второй педагог фиксирует отсутствие роста. Кроме того, опрос показал, что с повышением стажа учителя, повышается процент тех, кто жалуется на ухудшение материального положения. Это говорит о том, что материальная поддержка педагогов сориентированна на молодые кадры, а «старая гвардия» остается за бортом.

 

Все познается в сравнении


Опрос предложил респондентам сравнить свои доходы с доходами представителями других профессий и найти свое место в перечне.

Учителя решили, что их материальное положение примерно такое же, как у врачей, работников промышленных предприятий, работников соцсферы и ЖКХ и работников системы общественного транспорта.

Педагоги уверены, что гораздо больше их получают сотрудники полиции, работники торговли, военнослужащие, наемные работники мелкого и среднего бизнеса, госслужащие, индивидуальные предприниматели и научные сотрудники.

Из предложенного списка только музейные работники и библиотекари были оценены как те, кому с зарплатой повезло ещё меньше.

 

Не на одну зарплату...

 

Кроме зарплаты учителя могут получать ещё и дополнительные выплаты. Представленные данные показали, что подавляющее большинство педагогов (85%) получают «персональные стимулирующие надбавки», «поощрительные выплаты» получают 77%, «компенсационные выплаты» — 49%.

Это значит, что самый распространенный способ повысить свой достаток — это добиться персональных стимулирующих надбавок. Учителя отметили, что чаще всего они получают их за результативность участия учеников в олимпиадах и конкурсах, за участие в профессиональных конкурсах и грантах и за открытие уроки.

Не получают стимулирующих надбавок лишь 6,4% педагогов. При этом педагоги из образовательных учреждений различного типа отмечают разные виды работ, за которые они получают персональные стимулирующие доплаты.

Учителя из образовательных учреждений с повышенным статусом (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов) чаще получают надбавки за педагогическую деятельность, а среди педагогов обычных школ больше тех, кто получает доплаты за организацию внеклассной работы или участие в работе методического объединения.

Еще одним фактором является уровень квалификации. Стимулирующие надбавки направлены на поддержку более квалифицированных педагогов: больше квалификация — больше денег.

 

Это нечестно!

 

Чем больше стаж, тем менее честной и прозрачной выглядит для учителя система распределения выплат. Всего 7,5% молодых специалистов считают распределение несправедливым, а вот среди профессионалов со стажем больше 20 лет, таких уже в два раза больше. Но в общем и целом, больше 50% всех респондентов системой распределения надбавок довольны.

Отношение к справедливости распределения определяется и материальным статусом педагога. Учителя, относящие себя к низкобеспеченному слою оказываются заметно более критичными к критериям и системе распределения надбавок. Вполне логично, что чем меньше получает работник, тем больше он недоволен.

Надбавки ориентированы на профессиональное развитие, а не на социальное обеспечение. Это не «помощь утопающим», а награда за профессиональные заслуги, которую не так легко получить по многим причинам, включая ограниченность средств на такие выплаты в бюджете.

 

Кристина Сыцко