preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

В орловской школе возродили старинную методику сохранения осанки

Наталья Васильевна Казачкина, учитель начальных классов в школе №38 города Орла, из тех учителей, к кому дети приходят и после окончания школы

06.10.21

    Наталья Васильевна Казачкина, учитель начальных классов в школе №38 города Орла, из тех учителей, к кому дети приходят и после окончания школы. В шкафах ее кабинета хранятся поделки и сочинения ребят, давно уже ставших взрослыми, - память сердца. За 35 лет работы в школе она несколько раз была лауреатом конкурса "Учитель года", создала собственную методику проведения урока в начальных классах. 

  Не держите в рамках 

  Когда Наталья Васильевна набирает новый класс, уже на подготовительных курсах родители стараются записать детей в ее группу: знают, что педагог не только сильный, но и отдающий своему делу максимум времени и внимания. 

  - Главное в учителе начальных классов, я думаю, доброжелательность, интерес к каждому ребенку и огромное терпение. Дети не должны бояться идти в школу, ведь она на долгих 11 лет станет местом, где ребята проводят большую часть времени. Нельзя, чтобы они учились по принуждению и с отрицательными эмоциями. Поэтому я всегда говорю родителям, что детей не нужно настраивать так, будто школа - это тяжело и страшно и там их будут воспитывать и держать в рамках, - рассказывает Наталья Казачкина. 

   Учителям начальной школы зачастую приходится бороться с негативными установками, которые неосознанно вселяют в сознание ребенка сами родители. Часто это происходит из-за родительского бессилия от неумения правильно подойти к воспитанию. Мало кто из родителей умеет применять какие-либо приемы, помимо кнута и пряника. Часто воспитание сводится к тому, что детей либо хвалят и дарят им подарки за хорошее поведение и успехи в учебе, либо ругают и наказывают. При таком подходе учитель и школа становятся рычагом влияния: "Вот я сейчас позвоню Марь Иванне и расскажу, как ты себя ведешь и ничего не учишь!" 

  Такой подход Наталья Казачкина считает большой ошибкой. Учеба не только результат, но и процесс. И если процесс не доставляет радости, то хорошего результата ждать не приходится. 

   - Мы, учителя, стараемся заранее расположить к себе детей, заинтересовать их, дать понять, что можно быть самими собой. Тогда и они начинают показывать то, что умеют. И никогда, допустим, нельзя перебивать ребенка, если он начинает говорить, пусть даже медленно. Иначе он перестанет общаться, на все вопросы будет отвечать односложно. Кстати, это и к родителям относится - нужны терпение и такт, чтобы выслушать то, что ребенок рассказывает, - заключает педагог. 

   Стоя за партой 

  Внимание к ребенку, искренний интерес к его личности и уважение отличают хороших учителей от обычных. 

   - Бывают сложные для коллектива дети. Очень часто, наблюдая за их поведением в классе, конфликтами с другими детьми, а потом общаясь с родителями, понимаешь, что все проблемы идут из семьи. Это сложный момент. Мы можем попытаться выяснить у родителей, что происходит дома, что влияет на ребенка. Но учитель не может изменить тон и стиль семейного общения, не может повлиять на самое близкое окружение своего ученика. Однако очень важно решать проблемы вместе с родителями - не только ради того ребенка, который испытывает сложности, но и ради всех детей в классе, для сохранения здоровой атмосферы, - делится Наталья Казачкина. 

   Взаимодействие и доверительные отношения с родителями учеников помогли Наталье Васильевне воплотить в своем классе полезное для здоровья школьников нововведение. А скорее - вернуться к хорошо забытой старой методике сохранения правильной осанки, применявшейся еще в XIX веке, а потом и в советские годы. 

   Смена положения во время урока позволила здоровью детей не ухудшиться за годы начальной школы 

  Наталья Казачкина всегда интересовалась любыми возможностями сделать жизнь детей в школе лучше и здоровее. Так, 12 лет назад в ее классе появились конторки Базарного - врача и педагога-новатора. Конторка - это "девайс" к обычной парте, наклонная столешница на ножках, которая ставится на стол. В течение урока ребята меняются местами - один сидит, другой стоит. Кстати, Пушкин часто работал за конторкой из красного дерева, которая и сейчас находится в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве. 

   На вопрос, как учительнице пришла в голову эта идея, она отвечает просто: из опыта и наблюдений. 

   - На моих глазах происходили многие процессы в современной школе. В том числе и постепенный уход из классов правильной мебели. А поскольку раньше медосмотры проходили в школе, я могла оценить, как меняется состояние здоровья моих учеников от первого класса до четвертого. В какой-то момент для самообучения взяла тему здоровьесбережения школьников. И нашла программу Владимира Базарного - он убедительно доказывал, что проблемы с позвоночником, которые стали появляться у детей все чаще, могут быть решены использованием конторок. Я предложила родителям попробовать. И первые конторки по чертежам Базарного были сделаны именно родителями. Сейчас у нас в классе 15 конторок, и дети никогда не сидят по 45 минут: за урок они меняются местами - по 15 минут один пишет стоя, другой сидя, - рассказывает Наталья Казачкина. 

  Результаты использования конторок учитель смогла отследить, сравнивая показатели медосмотров учеников своих классов. Стало ясно, что смена положения во время урока позволила здоровью детей не ухудшиться за четыре года начальной школы. 

   - Это нас с родителями очень воодушевило: значит, не зря мы во все это втянулись - делали конторки, наблюдали. И затем я продолжила применять эту методику в последующих классах. Только с определенного момента уже не могу отследить результат: медосмотры теперь каждый ребенок проходит индивидуально в поликлинике с родителями, - делится учительница. 

   Кроме конторок, в классе используется тренажер для зрения, и на каждом уроке проводятся физминутки, чтобы дети могли отдохнуть и переключиться. Для полного комплекса оздоровительной методики не хватает специальных ортопедических ковриков - в идеале дети должны снять обувь и стоять на них босиком. Однако холодный пол в классе не позволяет рисковать здоровьем ребят. 

   Один в поле воин 

  В школе N 38 такую методику применяет только Наталья Васильевна. Да и во всем городе Орле вряд ли наберется еще хотя бы пять учителей, занимающихся такими вещами, как методики здоровьесбережения. 

  - Я была бы рада делиться своим опытом с другими преподавателями. Конторки уместны в любой школе и даже для старшеклассников полезны, но, чтобы их правильно использовать, учитель должен уделять дополнительное внимание тому, как дети пишут стоя, как сидят, вовремя напоминать о том, что пришло время меняться местами. Конечно, это лишние сложности для педагога, - рассказывает учительница. 

   Дети реагируют на конторки с интересом, многие привыкают и пробуют дома делать уроки стоя. Бывшие ученики, теперь уже старшеклассники, порой заглядывают в кабинет Натальи Васильевны, чтобы немного постоять за конторкой по старой памяти. В классе им всегда рады. 

   За годы работы через добрые руки Натальи Казачкиной прошло несколько сотен ребят. О том, что учитель запомнился, свидетельствует то, что уже не в первый раз учиться к ней приходят дети бывших учеников. А младшие братья и сестры воспитанников, если попадают по возрасту, тоже просятся к ней в класс. Да и родители знают, что такому учителю ребенка можно доверять без всяких сомнений. 

   Кстати 

   Названы пять призеров конкурса "Учитель года России - 2021". На торжественной церемонии в Ростове-на-Дону также были вручены награды в специальных номинациях. Так, учитель физкультуры школы N 1 "Школа Сколково - Тамбов" Сергей Глушкин победил в номинации "За социальную активность". Специального приза "За вклад в формирование практических навыков школьников в сфере финансовой грамотности" была удостоена Елена Мальчикова, учитель начальных классов лицея N 52 Рязанской области. 

   С 4 по 10 октября пройдет Неделя учителя, кульминацией которой станет первый Всероссийский форум классных руководителей. 

 

Источник: Rg.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Поддерживаете ли Вы увеличение количества часов на преподавание географии?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, на 2 часа
Да, но на 1 час
Нет, это не нужно
Затрудняюсь ответить