В чём же проблема?
Уже со следующего года государственные структуры будут применять профессиональные стандарты при приёме на работу. Ещё через три года эти нормативы станут обязательными для многих специализаций и в частном секторе. Главное, что касается новых правил, это то, что во многих случаях без профильного образования кандидату не смогут предоставить возможность работать на определённой должности. Соответственно, большинству придётся работать по специальности, в то время как сейчас многие могут иметь образование в одной сфере, а работать совсем в другой.
Вопрос профориентации, проблемный уже в течение достаточно долгого времени, теперь встал особенно остро: второе высшее образование у нас платное, а поручиться за то, что ребёнок действительно сможет в 16-17 лет выбрать дело всей своей жизни, никто не в состоянии. Перед выпуском большинство школьников находится в смятении, не зная, куда им поступать и что дальше делать. Некоторые сдают ЕГЭ по нескольким предметам и смотрят, на какую программу у них хватает баллов, другие слушают родителей и идут учиться специальности, выбранной мамой с папой. Лишь единицы могут сами сформировать свои предпочтения и уверенно определиться с компетенцией. Не забываем ещё и о подростковом протесте — некоторые дети могут выбрать именно тот путь, который не нравится их родителям, и это решение тоже может стать ошибочным.
Стоит отметить, что лишь небольшое количество подростков выбирает технические и инженерные специальности, основанные на практическом опыте и наиболее востребованные сейчас. Игорь Захаров, руководитель сектора науки, высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Нижегородской области, считает, что у 60% выпускников есть склонность к точным наукам, но из-за популярности других компетенций, под влиянием Интернета и телевидения они выбирают гуманитарные специальности.
Алёна Владимирская, руководитель агентства «PRUFFI», на сайте «Эхо Москвы» пишет следующее: «Мы, естественно, желаем своему ребёнку только добра, поэтому делаем отвратительную вещь — ориентируем детей "от прошлого". […] Прежде всего, это вечная родительская история о том, что "у тебя должна быть конкретная профессия, которая всегда тебя может прокормить". […] Классический пример такой "хорошей" профессии — это зубной техник. Раньше быть зубным техником значило, что у тебя всегда будет дело и будут деньги. […] Уже сейчас профессия зубного техника умирает — есть 3D-принтинг, тебе могут очень быстро напечатать идеальный зуб. Причём это не в далёком каком-нибудь Сингапуре, а в Москве, такая технология есть в куче клиник. Принтер не ломается, не уходит на больничный, взятки не берёт, повышения зарплаты не требует, не обижается на главврача и не устраивает скандалы».
Проблему пытаются решить, но не всегда корректно. Например, во многие школы, начиная с класса 7-8, приходят представители вузов, колледжей, техникумов. Они рекламируют свои учебные заведения и предлагают детям пройти тест на профориентацию, после чего раздают распечатанные анкеты. Но, естественно, их главной задачей является привлечение абитуриентов, соответственно, результаты подобного анкетирования могут быть и «накручены». Вместо помощи с выбором, на школьников оказывается давление, что в корне неправильно.
Что делать?
Сейчас государство активно поддерживает развитие и продвижение дополнительного образования, ведь оно является одним из инструментов, благодаря которому школьники могут определиться со своими предпочтениями. Концепция развития, которая запланирована до 2020 года, включает в себя мероприятия по популяризации кружков, секций, творческих центров, а также выделение субсидий школам на предоставление площадок под организации ДОД. Дети, занимающиеся дополнительным обучением, могут лучше сформировать свои предпочтения при ответе на вопрос «Кем ты хочешь стать?».
Декан факультета довузовской подготовки Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Марина Бушуева в комментарии «АиФ» отметила, что школам необходимо проводить мероприятия, посвящённые точным наукам — математике, физике, информатике. По её словам, нужно продемонстрировать детям, что знания, которым учат на этих дисциплинах, обязательно пригодятся — ведь сейчас среди школьников достаточно распространено скептическое мнение о том, что навыки, например, решения уравнений не будут полезны им в бытовой жизни.
Современное образование стремится к индивидуализации — каждому ребёнку должно уделяться время. Учитель должен узнавать, что школьнику нравится, а что вызывает трудности. Это помогает детям понять, чем на самом деле им хотелось бы заниматься. Ведь иногда любовь к одному или к другому предмету зависит как раз от преподавателя, от его отношения к уроку.
Беседы с учителем помогают ученику получить ответы на вопросы и выявить способность или предрасположенность к той или иной специальности. Если школьнику не даётся какой-то предмет, можно переключить его внимание на ту область, где у него есть успехи. И не надо бояться того, что соответствующая профессия сейчас низко оплачивается на рынке труда, ведь всё подвержено изменениям и невозможно предсказать, что будет востребовано на рынке лет через 10. Это нужно объяснить и ему, и родителям.
Рейтинги специальностей могут помочь тем выпускникам, которые не успели определиться с выбором. Список наиболее востребованных компетенций подскажет школьнику, в какой отрасли на данный момент ему будет выгоднее профессионально развиваться. Недавно Наталья Золотарёва назвала такие специализации в области среднего профессионального образования. В рейтинг вошли компетенции автомеханика, администратора баз данных, графического дизайнера, косметолога и других. Более того, эти профессии становятся всё популярнее и многие из них высокооплачиваемы. По данным Министерства образования и науки РФ, около 40% выпускников идут учиться в колледжи и техникумы — Дмитрий Ливанов отметил, что это повышает престижность рабочих профессий и доверие к ним. При этом доступность высшего образования не падает, и на бюджетное место в вузе может рассчитывать каждый второй учащийся старших классов.
Долгий путь к решению
В общем, несмотря на то, что проблема профориентации сохраняется, государство принимает активные меры по улучшению ситуации. Поддерживается развитие дополнительного образования, идёт работа по популяризации технических специальностей, так как они наиболее востребованы в промышленности страны.
Однако эксперты говорят о том, что в наши дни детям нужно профессионально обучаться по нескольким компетенциям, связанным между собой, что даст возможность выбора при поиске работы в будущем. Важно подталкивать ребёнка к тому, чтобы он сам был в состоянии определиться, так как взрослые часто дают «вредные» советы, которые в будущем могут быть неактуальны. Школы играют значительную роль в решении этого вопроса, так как именно там формируется мнение ученика о взрослой жизни и, соответственно, его профессиональные предпочтения. Если в школах будут не только заставлять зубрить уроки, но ещё и добавлять развивающие и развлекательные элементы в преподавание, возможно, в том числе за счёт организаций ДОД, в будущем гораздо больше специалистов окажется действительно на своём месте.
Текст подготовила Анна Донцова