В России вопрос эффективного проведения профориентации стоит достаточно остро. Конкуренция на рынке труда высока, а потребности экономики и производства практически не учитываются. О неосознанном выборе ввиду различных причин ребёнком профессии Вы можете прочитать здесь. Это может быть престиж, размер заработной платы, мнение родителей и следование за другом, мода и т.п. То, что профессиональной самореализации учащегося в России не уделяется должного внимания, — крайне критический вопрос.
В чём причина?
Бытует мнение, что профессиональной ориентации как системы взаимосвязанных компонентов в России сегодня не существует, из чего вытекает ряд противоречий и проблем:
Профориентация способствует пересечению интересов личности (учащегося), системы образования, работодателя и государства. Поэтому чем раньше начнётся работа по профориентации, то есть по профессиональному самоопределению человека, — тем лучше. В Германии активная работа по профессиональной ориентации начинает проводиться в 5-м классе, в Японии — в 7-м, то есть программы профориентирования здесь успешно интегрированы в учебный процесс. В Стране восходящего солнца за каждый год учащийся может «примерить на себя» 16 профессий, представляющих совершенно разные области (бизнес, сельское хозяйство и т.д.); по результатам деятельности ребёнка составляется индивидуальная программа его профессионального самоопределения и перечень персональных рекомендаций.
Профессиональная ориентация — важнейший фактор, обеспечивающий обдуманный выбор ребёнком той или иной профессии и специальности. Рекомендованная специальность оценивается по степени перспективности с точки зрения развития региона и соотношения спроса и предложения. Таким образом, система профессиональной ориентации должна опираться на результаты прогноза отраслевых и региональных потребностей.
Профессиональное ориентирование предполагает включение в процесс всех основных участников: региональных органов власти, образовательных организаций, организаций работодателей, объединений родителей (последние активно функционируют, например, в Германии). Для создания качественной профориентационной среды необходимо обязательное участие в процессе учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.
Какие существуют основные возможные направления профориентации?
Профессиональное информирование — ознакомление с современным состоянием рынка труда и производства, потребностями в квалифицированных кадрах, рынком профессий и др.;
Профессиональное консультирование — оказание помощи учащемуся в осознанном выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и потребностей общества;
Профессиональный подбор — предоставление рекомендаций, основанных на результатах психологической, психофизиологической и медицинской диагностики, по поводу выбора профессии;
Профессиональный отбор — определение уровня профпригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями;
Профессиональная, производственная и социальная адаптация — меры, направленные на формирование социальных и профессиональных качеств работника.
Какие существуют основные инструменты профориентации?
1. Создание сети специализированных служб консультирования (например, в Самарской области существует Центр профессионального образования Самарской области (региональная инновационная площадка ФГАУ «ФИРО»), консультирующий по вопросам профориентации учеников образовательных учреждений, их родителей, педагогических работников и др.);
2. Профильное обучение школьников;
3. Разработка специальных программ (например, программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве JuniorSkills является, во-первых, частью движения WorldSkills, а во-вторых, отличной базой для получения не академических знаний и творческих навыков, а важных производственных умений).
4. Проведение массовых профориентационных мероприятий (выездные дни открытых дверей, мастер-классы в учебных лабораториях, круглые столы, дискуссионные площадки, ярмарки, фестивали профессий, полигоны и пр.). В Самарской области в месяц проходит от 100 до 250 профориентационных мероприятий. Среди них, например, «Неделя труда и профориентации "7 шагов к профессии"», которая включает в себя встречи с генеральными директорами различных предприятий, уроки для учителей и родителей, знакомство с вузами и ссузами, олимпиаду, дни профессий и т.д. Владимирская область развивает промышленный туризм как важную составляющую профориентационной работы региона. В рамках него организуются недели промышленности, сельского хозяйства и т.п.
5. Проведение специализированных конкурсов для школьников (спортивные состязания, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и т.д.);
6. Информирование школьников и их семей о состоянии и перспективах рынка труда и о качестве профессиональных образовательных организаций.
Важным инструментом является также взаимодействие школы и учреждений СПО. Профессиональная подготовка школьников на базе ссузов очень эффективна. В Пензенской области таким сетевым взаимодействием было охвачено 3232 учащихся школ в 2014 г. и 1537 — в 2015 г. К слову, также здесь существует Центр развития предпринимательских компетенций.
Больше информации о профориентации (основные документы, региональные профориентационные порталы и ресурсы, сайты центров профориентации, проекты профориентационной направленности, информационно-справочные ресурсы и др.) Вы можете найти здесь.
Материал подготовила Юлия Левашёва