preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования

google

Илья Тонких: «Никто не знает, что именно нужно предприятию, кроме самого предприятия…»

«…И если оно не заявит об этом, то учебные учреждения так и будут готовить самые разнообразные кадры, кроме тех, которые на самом деле нужны производству»

31.08.18

Академия DMG MORI начала свою работу в России в 2011 году. За это время DMG MORI помогла модернизировать более 200 учебных центров на базе различных российских предприятий и учебных заведений в рамках подготовки к программе дуального обучения. Основная же деятельность Академии заключается в подготовке преподавателей колледжа к новейшим требованиям современных производств. Руководитель Академии DMG MORI Илья Тонких рассказал о дуальном обучении в России.

- Термин дуальное обучение появился в России не так давно. И пришел к нам из Европы. Но ведь и в нашей стране учебные учреждения на протяжении многих лет сотрудничают с предприятиями при обучении студентов?

- Да, взаимодействие учебных заведений с предприятиями в рамках обучения студентов в России существует давно. Просто получилось так, что на какое-то время про этот опыт забыли, а в Европе, наоборот, развивали это направление. Так у них появилось такое понятие как vocational education, то есть профессионально - техническое образование. Дуальным его стали называть, потому что в него включено два механизма. Первый - это теория и практика широкого профиля в стенах учебного заведения. Второй - полноценная практика на территории предприятия, где учащихся обучают всем техническим нюансам работы на конкретном производственном оборудовании. Важный момент в системе дуального образования: предприятие обучает тех студентов, которые впоследствии пойдут работать именно к ним. Для этого между предприятием и студентом заключается договор, согласно которому учащийся обязуется отработать в этой компании такое-то количество лет. Это то что касается европейского опыта. В России по классической системе дуального обучения работает не так много компаний, как хотелось бы. То есть, у нас пока нет четкой системы. Кстати, в Европе сегодня в понятие дуального обучения входит не два, а три элемента. Третий компонент - это обязательное обучение и после окончания учебного учреждения. То есть сотрудник компании должен развиваться, идти в ногу со временем.

- Для многих до сих пор вопрос остается открытым: «В чем отличие обучения по целевому направлению от дуального?». Ведь рабочее место при получении диплома выпускнику предоставляется в обоих случаях. 

- Дуальное обучение предполагает, что у предприятия, которое заключает договор с учебным заведением и обучающимися, есть свой учебный цех на собственной территории, где студенты могли бы практиковаться на таком же оборудовании, на котором им потом предстоит работать. Например, если говорить о нашем заводе, располагающемся в Германии, он уже много лет работает в дуальной системе образования и сотрудничает с несколькими колледжами. На территории завода организована работа учебного цеха, оснащенного специальным оборудованием, на котором работают на основном предприятии. В этом цехе с учащимися занимаются преподаватели – сотрудники предприятия с большим производственным стажем. Правда для того, чтобы допустить их к работе со студентами, компания дополнительно дала им педагогическое образование.

При обучении по целевому направлению студенту также предоставляется практика на предприятии, но в гораздо меньшем объеме. Так согласно системе дуального обучения учащиеся проводят на производственной практике не меньше 50% времени от всего обучения. Все мы знаем, как чаще всего проходит обычная практика на производстве. Студентам дают наставника, которого на какое-то время отрывают от основного рабочего процесса. И он говорит: «Вставайте рядом, смотрите, что я делаю». То есть работа со студентами вроде бы и ведется, но весьма кустарным способом, не системно. Тут многое зависит от наставника. Повезло с ним: чему-то научился, а нет, значит, нет. Но проверять это никто не будет, и диплом об окончании учебного учреждения студент все равно получит.

При дуальном обучении предприятие вовлечено в процесс подготовки студентов – своих будущих сотрудников. Ведь большую часть своего обучения учащиеся проводят на территории компании. При такой системе предприятие может выбрать себе те кадры, которые им в итоге нужны. Так что если студент будет плохо учиться, с ним могут расторгнуть контракт.

- А что касается наставников, которых предоставляет предприятие. Вы уже оговорились, что помимо производственного опыта у них должно быть педагогическое образование. То есть предприятию необходимо выбрать сотрудников и отправить их на дополнительное обучение?

- Если мы говорим о лицензированной деятельности, то это обязательное условие. Таков закон РФ. Нашей Академии пока удавалось обойти этот нюанс, но лишь в тех моментах, когда мы обучаем не студентов, а преподавателей или уже готовых сотрудников. Для этих целей я отобрал молодых производственников с опытом работы 4-5 лет. Эти ребята не только крутые специалисты, они умеют находить контакт с другими людьми. Нередко бывает, что классные спецы, которые в своей области могут сделать все, что угодно, научить этому других не могут. Поэтому я выбрал тех, кто хорошо и легко объясняет, их обучили методике, они у нас числятся не как педагоги, а как инструкторы. Мы проводим инструктаж. Приезжаем на завод и показываем техническим специалистам, как работать на том или ином оборудовании, а также работаем с преподавателями различных учебных заведений, делимся с ними знаниями, чтобы они, основываясь на новой информации, учили студентов. В скором времени мы и в этом направлении получим лицензию.

- Еще один момент, которым озадачены предприятия. Как заставить студента отработать на предприятии после окончания учебы? 

- С этой проблемой сталкиваются и в Европе. Но у нас она еще заключается в том, что подготовка кадров предприятиями в нашей стране идет не системно. Скажем, если какой-то один завод в регионе начинает подготовку кадров, а остальные пять нет, то в этом регионе чаще всего начинается миграция сотрудников из одного предприятия в другое. Допустим, одно предприятие решило на базе своего завода создать учебный цех. Потратило на это 100 миллионов рублей, и начало заниматься подготовкой собственных кадров. Через какое-то время уровень подготовленности их сотрудников растет, но так как предприятие достаточно сильно потратилось, оно не может на первых порах поднять уровень зарплат. Тогда другие предприятия переманивают кадры. Был такой реальный случай. В одном городе есть два крупных предприятия. И так получилось, что пришел госзаказ на одно предприятие - чуть-чуть зарплату подняли, и кадры ушли именно туда. А другое предприятие начало проваливаться от нехватки рабочих рук. Через какое-то время госзаказ пришел второму предприятию. И они зарплаты тоже подняли, тогда работники опять хлынули к ним. Меня тогда спросили, как это все исправить. А ответ один: начните в равной степени готовить кадры. Каждый для своего предприятия. Ведь при равной степени эффективности, люди уже не будут мигрировать в таких масштабах. 

- А если мы вернемся к студентам. Они ведь договор заключают с предприятиями. 

- Я видел, как выглядит европейский договор. В нем есть не только базовые моменты, но и индивидуальные. К тому же очень многое упирается в стипендию, которую студенты получают на протяжении всего обучения от предприятия. В Европе она может достигать тысячи евро в месяц. Сумма прописывается в договоре, который заключается между студентом и предприятием. И потом по условиям того же контракта, получив образование, уже вчерашний студент обязан отработать в этой компании указанное количество лет. Если отрабатывать не хочется, то ему придется возместить предприятию расходы, связанные с его обучением.

- Получается, что организация процесса дуального обучения весьма и весьма затратна. Крупная компания с этими тратами справится. А насколько это выгодно средним и малым предприятиям? 

- Малым предприятиям невыгодно. И браться за это не стоит, так как они не смогут обеспечить нормальный процесс. Об этом можно задуматься лишь в том случае, если у компании уникальное производство, и никто кроме них не сможет подготовить для них нужные кадры. Как правило, в процесс дуального обучения включаются средние и крупные предприятия, а малые получают уже остатки. Не все же студенты остаются на тех заводах, где учились. Опять же в Европе это так и работает. Кадры готовят крупные компании, и какой-то процент распределяется по более мелким. 

- А средним предприятиям выгодна такая система?

- Все зависит от объема. Они могут взять на дуальное обучение не все направления, а только наиболее востребованные для них. Среднему предприятию не нужны 100 новых сотрудников. Вероятнее, это будет 2-3 человека. То есть и технического оснащения для учебного центра им потребуется гораздо меньше, чем крупному предприятию. Это вопрос необходимости современных кадров. Руководители компаний должны понять: нет смысла сидеть и ждать, когда кто-то подготовит для вас хорошие кадры. Необходимо принимать в этом непосредственное участие. Да, обучать – это задача учебных учреждений, но им нужно помогать. Никто не знает, что именно нужно предприятию, кроме самого предприятия. И если оно не заявит об этом, то учебные учреждения так и будут готовить самые разнообразные кадры, кроме тех, которые на самом деле нужны производству. Взращивание собственных кадров - удовольствие не из дешевых, но серьезному производству необходимо находить ресурсы на развитие.

- Вам есть, у кого учиться – головной офис компании находится в Германии. В России есть своя специфика?

- Есть. Одна из особенностей заключается в том, что на многих предприятиях до сих пор занимаются профанацией. Попросили нас как-то сделать аудит одного из заводов. И мы решили проверить его учебный центр – в моем понимании, это один из важнейших участков на заводе. Научили хорошо - завод развивается, научили плохо - завод встал. И директор этого цеха начал нам показывать имеющееся у них оборудование. Я попросил включить один аппарат, выяснилось, что сделать это может только один человек, но его на месте не было. Дальше нас познакомили с еще одним инструментом. Попросил показать его в действии, оказалось, его ни разу не распечатывали, в упаковке хранился. А в финале мы дошли до достаточно большого старого оборудования. Но, как объяснил директор цеха, это оборудование на заводе еще частично используют, поэтому в учебном цехе он тоже есть. Правда, в действии мы его тоже не увидели, так как он не работал. То есть люди просто занимались профанацией. И подобных случаев по России не мало. И еще у нас есть один момент: неподготовленность самих учебных заведений к современным требованиям производственного процесса. Академия DMG MORI - это структура в составе концерна. Концерн является машиностроительным, делает станки с ЧПУ – сложнейшее оборудование. Для того, чтобы готовить специалистов для нашего производства, мы стали работать с учебными заведениями. И оказалось, что они не всегда в состоянии быстро освоить меняющиеся технологии. Мир сегодня стал динамичным, появляется индустрия 4.0. И мы создали Академию. Ее первоочередной функционал - взаимодействие с учебными учреждениями для подготовки преподавателей, чтобы они могли давать необходимые знания своим студентам. 

Бывает еще и так, что колледжи слабо оснащены. К примеру, у них очень старые компоненты. А у предприятия все оборудование новое. И здесь необходима помощь Министерства образования, чтобы оснастить колледж специальной лабораторией для подготовки специалистов с необходимым современным оборудованием. А иначе между предприятием и учебным заведением получается слишком большой разрыв.

 

- Сколько учебных учреждений в России, с которыми вы сотрудничаете при обучении студентов – ваших будущих работников?

- У нас есть завод в Ульяновске. Сегодня он работает с Ульяновским государственным техническим университетом. В самое ближайшее время мы собираемся открывать профильную кафедру. Конечно, классическая форма дуального образования — это взаимодействие с колледжами – подготовка рабочих рук. Но мы решили наладить взаимодействие с университетом, потому как у нас появилась такая необходимость. Нам нужно развиваться, мы это понимаем и готовы вкладываться.

Сегодня Академия также заключила соглашение с одним из московских колледжей на обучение 70 учащихся в системе “дуальности” на базе учебного центра DMG MORI, но обучат они ребят не для себя. Нам столько не нужно. Ребята, которых мы обучим, будут работать на других предприятиях. Мы это делаем для того, чтобы доказать: если готовить кадры по современным стандартам, то уже получив диплом, они будут очень крутыми и конкурентно способными специалистами своего дела.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Законопроект о запрете соцсетей до 14 лет

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить