В XXI веке, в новом тысячелетии, проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей.
В связи с этим, качество работы педагогических кадров в российской школе было одним из ключевых вопросов, рассмотренных на заседании Государственного Совета РФ по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.
Модернизация педагогического образования обусловила необходимость разработки новой концепции педагогического образования, включающей в себя ряд новаций содержательного и технологического плана, связанных с введением положений нового Федерального закона «Об образовании» № 273 от 29 декабря 2012 года.
Основная цель программы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и высшего образования.
С февраля 2015 года Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина являлся соисполнителем проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов по программам бакалавриата в рамках укрупнённой группы специальностей "Образование и педагогические науки" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" ("Учитель начальных классов") на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования», который реализовывал Московский государственный психолого–педагогический университет.
Особенность данного проекта — это практико-ориентированная направленность в подготовке учителей. Это обусловлено тем, что на современном этапе происходят значительные изменения в обществе, начала формироваться новая социокультурная среда, предъявляются новые требования к образованию.
При подготовке будущих учителей в нашем университете мы остановились на следующих положениях, которые были рекомендованы Московским городским психолого–педагогическим университетом:
1. Практико–ориентированный подход (данный подход лежит в основе проектирования основной профессиональной образовательной программы, которая включает в себя профессиональные модули, состоящие из дисциплин и практик, разработанных с учётом трудовых действий профессионального стандарта педагога);
2. Деятельностный подход в подготовке будущих учителей, что подразумевает формирование способности к эффективной организации учебной деятельности учащихся (включающей в себя обучение, развитие и воспитание) и предполагает освоение будущими педагогами ряда основных обобщённых учебно–профессиональных задач, моделирующих реальную профессиональную деятельность педагога;
3. Использование приёма «профессиональных проб» как во время учебных занятий, так и во время прохождения педагогической практики. Причём в концепции поддержки и развития педагогического образования настоятельно рекомендуется снимать на видео все проводимые занятия для дальнейшего их анализа и самоанализа;
4. Сетевое взаимодействие университета и школ с назначением учителей-супервизоров, которые оказывают методическую поддержку студенту и дают ему оценку на основании карты профессионального роста. Следует заметить, что педагогическая практика непрерывна (практикой модуль начинается и практикой заканчивается). Цель практики перед началом модуля — выявление студентом своих проблем как мотиватора, по окончании модуля — отработка трудовых действий профессионального стандарта педагога. Кроме того, во время практики студенты в обязательном порядке осуществляют задания в рамках научно-исследовательской работы, которые направлены на формирование умения проектировать образовательную траекторию каждого ученика;
5. Теоретико-рефлексивный анализ, направленный на формирование общего способа профессиональных действий на основе организации рефлексии как групповой, так и индивидуальной.
6. Независимая оценка сформированности профессиональных компетенций, цель которой — проверка сформированности профессиональных компетенций студентов в соответствии со спецификой трудовых действий стандарта профессиональной деятельности педагога.
По итогам первого этапа эксперимента, который проходил в институте педагогики и психологии, мы получили достаточно хорошие результаты такой модели подготовки учителя в рамках прикладного бакалавриата. Среди результатов можно выделить достаточно высокий уровень сформированности готовности к выполнению трудовых действий профессионального стандарта педагога, что подтверждено результатами независимой экспертизы, методик психологического исследования, педагогической практики. В ходе эксперимента широко использовались новые способы и приёмы формирования профессиональных компетенций студентов, такие как профессиональные пробы, кейсы, портфолио, деловые игры, мозговой штурм, диалогические технологии, курсы в системе дистанционного обучения Moodle, где представлены необходимые теоретические материалы (презентации лекций, статьи, практические задания, тесты, задания, которые выполняют студенты и т.д.), знакомство с конкретными учебно-методическими комплексами, анализ функций и структуры учебников, выделение заданий для развития УУД, проектирование конструкта урока, подбор диагностических заданий, анализ видеозаписи уроков, составление карты памяти по теме, интервью с автором статьи (по вопросам типологии Блума) и др.
С этого учебного года, мы начали постепенное внедрение апробированной модели, предложенной МГППУ для всех направлений подготовки педагогических кадров. Естественно, что со стороны ряда преподавателей шло и идёт некоторое сопротивление в этом направлении. В связи с этим, мы решили провести круглый стол «Кто, чему и как учит учителя» в рамках тенденций развития образования, который показал необходимость серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров. На наш взгляд, эта тема глобальная и ключевая в контексте современного образования.
На круглый стол были приглашены родители, являющиеся основными заказчиками образовательных услуг как в школе, так и в университете, руководители образовательных организаций, которые являются работодателями для будущих учителей, молодые учителя, которые по окончании педагогических профилей разных направлений работают в школе, учителя, у которых студенты проходят педагогическую практику, выпускники, получающие педагогическое образование в университете, преподаватели педагогики, психологии и частных методик университета, члены Общественного совета при МОРК и представители Общественной палаты РК (участвовало более 100 человек). Интерес к этой теме проявили и средства массовой информации Республики Коми. Были обсуждены следующие вопросы: новые модели подготовки учителя, профессиональный рост и карьера учителя, что умеют и что не умеют сегодняшние учителя, формы взаимодействия общеобразовательных организаций и вузов в подготовке кадров, в т.ч. преподающих коми язык и коми литературу, как важнейшее условие повышения качества общего образования.
Во время работы круглого стола был определён целый ряд проблем, связанных с подготовкой будущих учителей. Результатами работы круглого стола стали предложения, которые позволят нам совершенствовать подготовку учителя для новой школы. Среди них можно выделить главные:
1. Совершенствование конфигурации модели многоступенчатой карьеры учителя как целостной непрерывной системы — от вуза до завершения карьеры на основе практико-ориентируемой подготовки учителя;
2. Разработка новых механизмов сетевого взаимодействия и социального партнёрства и ответственности в подготовке учителя не только университета, но и работодателей, с широким привлечением родительской общественности.
Мы понимаем, что школа — именно то место, где созревает общество, закладывается модель и практика общественных отношений, а значит, и развитие политической и экономической системы страны, а это предполагает подготовку профессионалов, владеющих современными педагогическими технологиями, способных к творчеству, имеющих индивидуальный стиль педагогической деятельности. В этом мы видим свою основную задачу в подготовке учителя для новой школы.
Литература:
Материал подготовила:
Уваровская О.В., к.п.н., доцент, координатор проекта по модернизации педагогического образования в России — Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина.
Терентьева С.Н., к.п.н., доцент, зав.кафедрой теории и методики обучения, зам директора института педагогики и психологии - Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина.