preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

Формы общественного контроля - как привлечь родителей, как повысить активность родителей в детском саду, взаимодействие родителей и детского сада

eva.ru

Как сделать родителей активными?

Об этом рассказала Шимутина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, директор Института развития государственно-общественного управления образованием.

08.02.16

Общественность — это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Под «общественностью» можно понимать следующие структуры:

  • непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);
  • объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);
  • обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников — проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и т.д.);
  • объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся).

Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции).

Остановимся на последних структурах (объединяющих участников образовательного процесса).

Важен общественный контроль. Как снизить конфликтность между школой и родителями и помочь им понять друг друга? Мнение общественности об образовании за год не меняется: чувствуется отрицательное отношение к тому, что происходит, к реформе образования. Наша задача — понять, почему этот негатив возникает. При этом, исследования показывают, что родители меняются, становятся более активными. Просто их необходимо проинформировать, чтобы они поняли суть реформ, родители готовы участвовать в этом.

В прошлом году у нас стартовал проект «родительские активисты». Мы пригласили активных родителей и спросили, как они относятся к реформам образования. Возникла совершенно иная картина — когда мы объясняем родителям, когда они нас понимают, когда мы вместе пытаемся понять, почему что-то не получается — снижается конфликтность и недовольство, с которым нам каждый день приходится сталкиваться. Родители готовы посещать какие-либо мероприятия, участвовать в собраниях, 2/3 родителей готовы участвовать в оценке качества образовательной деятельности и общественном контроле. Они готовы контролировать, но пока не готовы предложить, что и как именно можно изменить, как можно изменить. Но работа ведётся.

Мы вспоминаем про составляющие общественного заказа. И тогда выходит, что что-либо нарушено — права родителей нарушены, ожидания не оправдались или есть несоответствия — возникает конфликт и родители идут нас контролировать. Цель общественного контроля — посмотреть, действительно ли то, о чём мы договаривались, реализовано.

Существуют различные формы общественного контроля — общественный мониторинг, экспертиза, проверка, общественное обсуждение, общественное слушание, мониторинг действия. Приглашение к участию в общественных слушаниях даёт возможность родителям высказаться, это снимает конфликтность и позволяет Вам провести необходимые изменения. 

Есть сайт «родактив.ру», где мы собрали активных родителей. Мы попробовали сделать так, чтобы родители научились формулировать проблемы, вместе договорились о правилах. Вы можете посмотреть на сайте, как мы шли — формулировали каждую проблему, собирали информацию, информировали о результатах и инициировали действия по распространению этих результатов. На каждом этапе родителям было чем заниматься, она пробовали сами решать эти проблемы внутри школы. Большая часть родителей утверждает, что ощущается огромный недостаток знаний нормативно-правовых актов.

После активного взаимодействия мы почувствовали определённый эффект, увидели изменения в наших родителях, их отношение к реформам изменилось на более конструктивное и позитивное, они поняли механизмы, которые мы реализуем на местах. Сейчас этот проект называется «Активные граждане за качество образования». Мы хотим, чтобы часть родителей стала консультантами для других родителей, члены управляющего совета смогут работать с родительскими комитетами, вы их можете привлекать в региональные общественные палаты, общественные советы. Они будут получать знания и приходить к Вам с положительным пониманием общественного контроля. Повышая компетентность родителей, мы снижаем конфликтность.

Расшифровано с выступления «Государственно-общественное управление образованием: итоги десятилетия и векторы развития» Е.Н. Шимутиной на Конгрессе руководителей образовательных учреждений регионов России и стран ЕАЭС.

Фрагмент выступления.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Общение

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
У нас доверительные отношения. Дети рассказывают о своей жизни, я – о своей
Дети рассказывают мне о себе, но я, как педагог, держу дистанцию
Мы говорим только по теме занятия, не касаясь жизни за этими стенами
С разными учениками по-разному получается
Другое