preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

О проблемах при социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в СПО, советы эксперта специально для Ассоциации руководителей образовательных организаций

Елену Анатольевну награждают почётной грамотой Мосгордумы (взято с semennikov.ru)

«Этический компонент, методология и технология — вот триединство, которое позволяет решить любые проблемы в учреждении»

О проблемах при социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в СПО и их решении рассказала Елена Анатольевна Екжанова.

05.04.16

Руководитель Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», доктор педагогических наук, профессор Елена Анатольевна Екжанова рассказала корреспонденту информационного портала «Управление образованием» Юлии Левашёвой о социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в СПО.


— Какие основные проблемы возникают при социально-образовательной интеграции именно в среднем профессиональном образовании?

 

— Первая проблема — отсутствие программ, методического обеспечения.

Вторая проблема — отсутствие у обучающихся жизненно необходимых навыков. Но ведь пока не будут сформированы навыки самообслуживания, никаких программ профобразования реализовано быть не может. 

О каких навыках мы говорим?

  1. Культурно-гигиенические навыки (КГН);
  2. Навыки самообслуживания;
  3. Адекватная реакция на общение, которое возникает в процессе трудовой деятельности;
  4. Контроль над разумом и чувствами;
  5. Контроль своей деятельности.

Практики говорят: «Нам нужна профильная программа, у нас строительный техникум». Но начинать следует с базы. Ведь по новому закону именно в рамках той или иной образовательной организации педагогический коллектив решает, как выстроить учебный план, как составить в учреждении образовательную программу. Именно поэтому в учреждениях СПО есть прекрасная возможность, например, заложить в программу курс, направленный на формирование навыков самообслуживания.

С коллегами из Челябинска мы выпустили в 2015 году контрольно-диагностические материалы для детей с нарушением интеллекта по математике, русскому языку, чтению и развитию речи с 1 по 9 класс. В каждом классе по каждому из предметов есть входной срез, средства почетвертного контроля успешности овладения программой и итоговый срез. Внутри каждого среза контрольные материалы даны на трёх уровнях сложности. Они учитывают разные возможности детей, изучающих программу школы 8 вида. Исходя из информации, представленной в них, можно сделать срез, какие общеучебные и предметные навыки у детей сформированы, с кем и с какого уровня мы начинаем работать. (Отмечу, что это допрофессиональная подготовка.) Но если мы выстраиваем целостную систему профессиональной подготовки, то мы обязаны видеть проблемы детей ещё шире. Первый уровень — самообслуживание. Дальше следуют общеучебные навыки — они нужны, чтобы войти в профессиональное образование, затем — базовый предметный уровень. И только после общеучебных и предметных навыков располагается уровень непосредственно профессиональных навыков.

Хотелось бы немного поговорить о компетенции — слове, распространённом в нашей жизни и часто используемом не по существу. Понятие «компетенция» возникло в рамках психологии труда в США где-то в середине 70-х годов. Оно было рекомендовано специалистами в области труда к использованию в тех случаях, когда человек терял работу. Компетенция являла собой умение адаптироваться и приспосабливаться именно к «непроявленным» условиям труда: человек трудоустраивался и занимался делом, которым раньше не занимался. И на фоне разразившегося тогда финансового кризиса порой эта смена трудовой деятельности происходила несколько раз в год. Людей тогда учили выживать и трудиться, когда условия этого труда, его навыки и приёмы должны были формироваться очень быстро. Именно тогда возникла идея о том, что существуют какие-то универсальные компетенции, в том числе и трудовые, которые позволяют человеку при частой смене работы всё-таки ощущать себя востребованным на рынке труда и готовым применить имеющиеся навыки на новом месте работы.

Дети с ОВЗ фактически в настоящий момент оказались приблизительно в таких же «непроявленных» условиях именно в трудовой деятельности. Но надо понимать, что до умения действовать в «непроявленных», неясных условиях труда, необходимо сформировать умение действовать в чётких, проявленных условиях. До того, как вводить человека в новый круг, новое предметное поле, надо дать ему опору в том поле, которое ему более-менее знакомо. Речь идёт как раз о первоначальных трудовых навыках и навыках бытового характера, уже сформированных у детей в процессе предыдущего обучения, то есть навыках, нужных любому человеку, допрофессиональных.

Готовую программу ждать не нужно. Нужно выстроить её самим с учётом особенностей обучающихся и перспектив их дальнейшей жизни, например, с учётом места жительства человека с ОВЗ: он будет городским жителем или сельским? Если сельским, то в систему допрофессиональных навыков должно войти много трудовых навыков, типичных именно для сельской местности. Городскому жителю нужны иные общетрудовые умения и навыки. Таким образом, постепенно сформируется вся система допрофессиональных навыков. А подсказать что-то при её формировании смогут и сами дети. Нужно уметь говорить с ними не на языке диктата, а на языке партнёров.

Очень важна последовательность на пути к обретению трудовых навыков, нужно, чтобы ребёнок понимал, как из одного вытекает другое. Это самая важная проблема. Не надо так мощно ориентироваться на будущее — давайте обустроим настоящее! У меня такая позиция. Кстати, проблема отсутствия навыков наблюдается не только у детей с ОВЗ. Не сформированы навыки самообслуживания и у сирот. Что уж говорить о навыках человеческого общежития у тех и других в широком социокультурном смысле. А ведь этому тоже надо учить. Эти семинары и тренинги нужно заложить в блок психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на всех возрастных этапах воспитательно-образовательной деятельности.

Также надо учить детей мечтать, к чему-то стремиться — это очень важно для всех, в том числе, и для детей с ОВЗ. Плюс необходимо создавать ситуации успеха. В училище есть возможность для организации интересного для детей досуга. Такого, который поможет им как-то проявить себя, показать свои способности. Пусть ребёнок с ОВЗ не всегда успешен в учебной деятельности, но он должен испытать это пьянящее состояние счастья, когда ты стоишь на сцене, и все смотрят на тебя, а потом долго обсуждают твоё выступление. Или все ходят смотреть на нарисованную тобой картину, сделанный коллаж. Именно после таких ситуаций дети начинают верить в свои силы и неограниченные возможности. Нужно не забывать, что это не просто досуг, это жизненно-важный фактор для социализации детей с ОВЗ.

 

— Какие могут использоваться формы при обучении таким навыкам?

 

— Они разнообразны. Используются и во время обучения, и вне его. Какая-то часть включена в учебный план — в РПД (рабочие программы дисциплин), а какая-то вынесена во внеурочное время, например, реализуется в организации досуговой деятельности. Важно, что должно соблюдаться комплексное планирование, нельзя «зацикливаться» только на своей дисциплине, должна быть отлажена работа команды, должны созываться консилиумы.

Педагогический коллектив, с моей точки зрения, примерно год должен учить детей общим педагогическим навыкам — меньше не получится: надо объяснить детям, что такое хороший студент, как правильно выполнять домашнее задание, как обслуживать себя. Имеет смысл под эти навыки строить курсы и включать их в учебные планы. Потому что сразу браться на профтехподготовку — это значит на корню загубить будущее детей. Сначала — базис, а потом профессия. Профессия может быть любой, а базис один — он обеспечивает самостоятельное выживание детей с ОВЗ и в коллективе сверстников, и в микросоциуме, и, наконец, в нашем большом мире.

 

— При введении подобного курса имеет ли смысл выводить детей с ОВЗ в отдельную группу?

 

— Я вообще сторонник того, чтобы на уровне профтехобразования детей с ОВЗ всё-таки выводили в отдельную группу, где с ними могли бы заниматься формированием, развитием и закреплением общеучебных умений и навыков и КГН (культурно-гигиенических навыков). Это поможет уберечь детей от насмешек и оскорблений со стороны сверстников. Даст время на закрепление материала в том темпе и объёме, который необходим детям с ОВЗ. А когда дети в полной мере овладевали бы базисом, можно начинать обучать непосредственно профессии и оттачиванию профессиональных навыков. Кстати здесь очень важно уделить внимание формированию мотивации, объяснению роли и места выбранной профессии, её необходимости для людей и для собственной жизни.

Тогда такой пропедевтический год послужил бы подготовительным курсом к основному обучению.

 

— Какие условия должны быть созданы в учебном заведении для детей с ОВЗ?

 

— Самое главное — это психологический климат в учреждении. Притом не только детям, но и педагогам должно быть хорошо. Ведь и корпоративный дух, и этический компонент имеют большую значимость. Этику можно считать вообще фундаментом.

Этический компонент, методология и технология — вот триединство, которое позволяет решить любые проблемы в учреждении. Будет соблюдено оно — будут и кадры, и техническое оборудование. Конечно, обо всём этом нужно думать заранее. Если набираете учиться детей с проблемами слуха — подумайте, какие вам понадобятся сотрудники — и начните заниматься их обучением заранее; оцените, какое вам пригодится оборудование — и оснащайте учебное заведение уже сейчас.

 

— Почему нет штатного расписания для учреждений среднего профессионального образования, занимающихся обучением лиц с ОВЗ?

 

— Потому что законодатель отдал создание этого штатного расписания на «откуп» самому учреждению. Мы привыкли, что его нам «спускают», а сейчас ситуация изменилась. Организация сама решает, какое оно будет, что прописывать в учебном плане, какая нагрузка у детей и педагогов, сколько часов отвести коррекции для детей с ОВЗ. То есть само учебное заведение должно составить свой, локальный акт. И этот акт должен быть не один. Это будет целый пакет локальных актов, регламентирующих жизнь именно этого конкретного учреждения. Заложите в этот пакет собственное положение о психолого-педагогическом консилиуме, о функционале его членов, закрепите то сочетание групповых и индивидуальных форм работы, которое вы планируете на текущий учебный год. Опишите, как функционирует ваша модель дополнительного образования, какие критерии оценки трудовых, художественных и учебных компетенций обучающихся вы используете. Посмотрите нашу книгу «Основы интегрированного обучения», авторы Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. Дрофа, 2008. Там мы дали много примеров внутренних локальных актов учреждения. Надеюсь, она поможет вам в решении имеющихся проблем. Только внесите поправку на современную нормативно-правовую базу.

Не ждите штатного расписания — делайте его сами!

 

 Какие бы Вы могли дать рекомендации педагогам, обучающим детей с ОВЗ?

 

— К педагогам, обучающим детей с ОВЗ, есть две рекомендации — любить детей и любить дело, которым они учат этих детей заниматься.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ФГОСы

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Положительно. Система работает и работает хорошо
Скептически. Звучит неплохо, но реализовать невозможно
ФГОСы скорее мешают, чем помогают в работе
Это худшее, что могло произойти в системе образования
Другой вариант (напишите в комментариях)