Любой руководитель, который работает в системе дошкольного образования, уже успел столкнуться с проблемой оценки образовательных программ. Такие оценки проводятся как минимум по двум направлениям - в рамках лицензионного контроля за деятельностью образовательных организаций и в рамках контроля качества дошкольного образования.
Система образования РФ фактически работает в следующих направлениях стандартизации - введение образовательных и введение профессиональных стандартов. Изначально в 2013 планировалась их одновременная реализация, но уже скоро стало понятно, что такие глобальные понятия лучше разделить поэтапно. Оба инициированы нормативными правовыми документами: ФЗ Закон об образовании и государственная программа.
4 основных проблемных вопроса, которые встают на пути внедрения проекта:
Введение профессиональных стандартов мы рассмотрим не только в дошкольном образовании, а сразу на всех уровнях, т.к. говорить в отрыве от того, что происходит во всех системах невозможно. За их реализацию отвечает министерство труда и социальной защиты РФ. В соответствии с законом дошкольное образование является 1 уровнем образов в стране. Основная должностная обязанность педагога – соблюдение стандарта образования.
При всем обилии ресурсов информации, методических рекомендаций и т.д важно понимать, что контролируемые и обязательные к исполнению являются следующие документы и именно они учитываются при проверках:
Не все обращают внимание на комментарии из практики регионов. При этом по результатам проверок в сфере контроля образования можно выбирать фрагменты, которые министерство науки комментирует по реализации стандартов.
Согласно этому документу - каждая организация самостоятельно разрабатывает свою программу образования. И тут возникает противоречие: с одной стороны учреждение может разрабатывать свои программы, с другой она должна быть на базе примерной утвержденной программы. Если углубиться в детали, то закон предоставляет право взять за основу примерную или разработать свою программу. Здесь стоит отметить, что придется побороться и отстоять свое право с проверяющими органами, т.к. часто нам говорят, что мы должны полностью ее соблюдать. Но это не так. Самый главный критерий оценки качества – стандарт.
Три кита системы оценки дошкольного образования это:
1) Качество процессов содержания, реализуемого образования, с точки зрения структуры программы по соотношению, содержанию и объема частей
Понятие «образовательная программа» отображает основные характеристики, организационно-педагогические условия для реализации.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, предметов, курсов, а также оценочных и методических материалов. Разрабатывается и осуществляется он в соответствии со стандартом дошкольного учреждения. Именно поэтому так важно соблюдать регламентированную структуру при ее написании. Это стратегический документ и создается он один раз
2) Качество условий, созданных в организации для успешного протекания процесса и выполнением требований по кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим, финансовым параметрам, а также по развивающей предметно-пространственной среде.
3) Качество результатов освоения программы.
В свою очередь, качество образования отражает степень достижения результатов по программе. В дошкольном образовании нет форм аттестации, поэтому здесь возможно оценить, к примеру, количество побед в конкурсах, удовлетворение потребностей родителей и самое главное отсутствие нарушений в реализации.
Особое внимание необходимо уделить возможной корректировке программ.
На этапе корректировки важно помнить, что программу можно менять только в случае существенных изменений – например, построили бассейн, либо введение какого-то инновационного режима, а также в случае официального предписания, выхода новых нормативных документов. При этом ухудшений быть не должно. Корректировка очень серьезный процесс и важно соблюдать его пошаговый алгоритм:
Для дальнейшей организации процесса в каждом дошкольном учреждении должна быть внутренняя система оценки, положение о внутреннем контроле. Она сделана для того, чтобы потом на практике использовать полученные в ходе проверки результаты, для развития образовательной организации, и чтобы зафиксировать, где хорошо, а где есть зоны роста. Это систематический анализ организации, качества и результатов образовательной деятельности.
В положении о внутренней системе оценке обязательно должны быть прописаны содержание, цели, задачи, порядок создания и функционирования, подведение итогов и оформление результатов, принципы, виды и направления, как осуществляется, какие методы мониторинга используются.
Полученные итоги представляются на педагогическом совете и должны воплощаться в программу развития образовательной организации.
Это огромный пласт работы, целью которого является соблюдение федерального государственного стандарта образования.
Следите за продолжением темы в рамках онлайн меропряитий Ассоциации руководителей образовательных организаций. 07-08 сентября 2017 года состоится Всероссийская онлайн конференция «Управление современным дошкольным образованием». Продолжается регистрация участников!