preschools.ru
Информационно-образовательный портал «PRESCHOOLS.RU»

О «Рейтинге государственных детских садов – 2015» рассказала научный руководитель проекта Волосовец Т. В., специально для Ассоциации руководителей образовательных организаций

www.wsandb.co.uk

Это полезно для директоров, желающих сделать свой детский сад лучшим

О «Рейтинге государственных детских садов – 2015» рассказала научный руководитель проекта Татьяна Владимировна Волосовец.

21.04.16

Проект «Рейтинг государственных детских садов» осуществляют МИА «Россия сегодня» и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на протяжении 5 лет. Недавно был сформирован «Рейтинг государственных детских садов – 2015». Интервью с директором детского сада, занявшего в нём первое место, можно найти здесь.

Научный руководитель проекта Татьяна Владимировна Волосовец (директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО) прокомментировала результаты «Рейтинга государственных детских садов – 2015» и подробнее рассказала о проведении рейтинга корреспонденту информационного портала Ассоциации руководителей образовательных организаций Юлии Левашёвой.

— Татьяна Владимировна, скажите, пожалуйста, наблюдается ли тенденция к улучшению качества ДОУ?

— Однозначно ответить на данный вопрос нельзя — по каким-то критериям мы можем наблюдать положительную динамику, по каким-то отрицательную. Если мы возьмём результаты рейтинга за последние три года, то по сравнению с 2013 и 2015 годами небольшое итоговое качественное улучшение показателей ДОО можно отметить в 2014 году. Однако не стоит забывать, что в проводимом ежегодном рейтинговании участвует не константный состав детских садов — состав участников рейтинга постоянно меняется — некоторые сады участвовали во всех процедурах рейтингования, некоторые только в двух или в одной. В данной ситуации говорить о наличии какой-либо динамики качества было бы не совсем корректно.

— Какие конкретные потребности родителей можно назвать самыми основными?

— Сегодня родителей в первую очередь беспокоит состояние здоровья детей. Не секрет, что с момента поступления в детский сад, ребёнок статистически начинает чаще болеть. Поэтому как одну из основных потребностей родителей можно выделить качественную реализацию детским садом функции охраны здоровья и благополучия ребёнка, применение здоровьесберегающих  технологий. Также родителей волнует проблема безопасности нахождения ребёнка в детском саду, наличие охраны, тревожной кнопки, огороженной территории и пр. 

— Какие несоответствия/нарушения встречаются чаще всего и не позволяют детским садам из «хорошистов» попасть в «отличники»?

— Практически ни одна дошкольная образовательная организация не может похвастаться соблюдением всех критериев, составляющих категорию «условия, созданные для ребенка». Именно недостаточные условия и не позволяют детским садам перейти в более высокую категорию. 

— Какие «болевые точки» в развитии сектора дошкольного образования были отмечены?

— Если рассматривать данный вопрос с точки зрения основных трёх категорий рейтинга, то это кадровый вопрос и вопрос оказания дополнительных услуг детскими садами. Именно в этих направлениях существует самое объёмное пространство для развития и совершенствования деятельности ДОО.

— Рейтинг выявил, что самые большие проблемы охватывают «кадровый вопрос». По Вашему мнению, почему всё-таки ситуация обстоит именно так? Где источник этой проблемы?

— Источник проблемы заключается в том, что сегодня работа в детском саду не является для потенциальных работников привлекательной ни в социальном, ни в финансовом отношении. Поэтому детским садам сложно укомплектовать штат квалифицированными кадрами, которые позволили бы решать все возникающие в процессе функционирования сада проблемы и задачи.

— Благодаря рейтингу была выявлена проблема — возраст сотрудников. Как проводить работу по привлечению молодых кадров в ДОО?

— Сделать работу в ДОО более престижной. Здесь видится несколько направлений — социальная реклама профессии, повышение заработной платы воспитателя, «разгрузка» функционала воспитателя — например, внедрение практики не одного воспитателя на группу, а двух, или воспитателя и нескольких его помощников.

— Во многие образовательные организации не принимают молодёжь без опыта работы. Как, на Ваш взгляд, решить эту проблему?

— Решение этой проблемы возможно только через соблюдение трудового законодательства, которое накладывает запрет на подобного рода действия со стороны администрации образовательных организаций. Нужно отметить, что в целом по стране такая ситуация встречается редко.

— Как проходит процесс оценки качества?

— Процедура оценки качества осуществляется в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Рейтинговую оценку определяет методика, утверждённая экспертным советом по образованию при МИА «Россия сегодня».

— Как осуществляется сбор и анализ данных?

— Сбор данных осуществляется централизованно и автоматически. Обработка полученных данных и рейтингования проводятся на основе математически выверенных процедур. Есть также эксперты, которые анализируют полученные данные.

— Кто подтверждает, что руководители детских садов выслали точную, достоверную информацию?

— Достоверность полученной информации проверяют сотрудники МИА «Россия сегодня» и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», участвующие в проекте. В этом году проверку прошли более 7000 участников рейтинга.

— Те детские сады, которые получили «двойку», добровольно принимали решение участвовать в формировании рейтинга?

— Да, все детские сады — участники рейтингования — добровольно принимают решение об участии в рейтинге.

— Что Вы посоветуете взять в первую очередь на заметку управленцам, заинтересованным в развитии своей организации?

— Любить свою работу, быть профессионалом своего дела и работать с профессионалами, идти в ногу со временем, аккумулируя профессиональный опыт и адаптируя и применяя инновационные практики и технологии.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Какое из нововведений Вы поддерживаете?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Отказ от тестовой части ЕГЭ
Устная часть ЕГЭ по русскому языку
Обязательная сдача ЕГЭ по истории
Внедрение уроков робототехники
Возвращение комплекса норм ГТО