Профессиональные деформации педагогов как объект управления качеством образования
Современные социальные условия формируют социальный заказ государства в системе дополнительного образования. Одним из приоритетных направлений в российском дополнительном образовании является формирование эффективного управления образовательным процессом, ориентированного на «…развитие кадрового потенциала, апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования, внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога» [1].
Актуализация роли дополнительного образования на современном этапе требует от педагога активного вовлечения в процесс управления качеством образовательных услуг. Поиск эффективных путей управления учебным процессом направлен на личность педагога, его постоянный педагогический рост. Ориентирами профессионально-личностного развития выступают особенности дополнительного образования и его актуальное состояние. Это прежде всего свободный выбор обучающимся образовательной области педагога, профиля программы и времени её освоения. Требования к педагогу дополнительного образования всё больше определяются личностными ресурсами, креативностью и отношением к себе как к источнику своего личностного и профессионального роста. Формализованным показателем профессиональной самореализации педагога является социально-квалификационная карьера педагога, которая выступает «как цепь его индивидуальных достижений, имеющих определённое значение для становления личности педагога, способствующих росту его профессиональной уверенности, конкурентоспособности, повышению социального статуса в территориальном сообществе» [2, с. 26].
Важнейшим аспектом профессионально-личностного развития педагога являются профессиональные затруднения, к видам которых относится феномен «профессиональная деформация». Желание соответствовать высокому уровню социальных ожиданий, перенапряжение физических сил, необходимых для выполнения профессиональных возможностей, вызывает высокий уровень внутриличностных конфликтов у преподавателей. С увеличением стажа работы и возраста, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Как следствие, у педагогов наблюдаются признаки явления искажения личностного профиля, которое обозначается понятием «профессиональные деформации» личности.
Профессиональная деформация – частое явление в педагогической сфере, которое возникает в процессе выполнения профессиональной деятельности и, чаще всего, негативно влияет на её продуктивность. Понятие «профессиональная деформация педагога», основной сегмент которого определяется также как «деструкция», «деградация», сводится к нескольким основным значениям: 1) состояние, возникающее у здоровых педагогов в эмоционально напряжённой атмосфере профессионального общения и характеризующееся совокупностью симптомов эмоционального, когнитивного, поведенческого и психофизического характера; 2) следствие развёртывания эмоционального стресса, выработанный педагогом способ реагирования (адаптации) на хронические стрессовые воздействия интенсивного общения в профессиональной среде» [3]. Возникновение профессиональной деформации личности преподавателя порождает профессионально нежелательные качества и изменяет его профессиональное поведение.
Для системы дополнительного образования и повышения квалификации педагогов в аспекте профилактики или преодоления профессиональной деформации важно иметь знания о причинах возникновения данного явления. Влияние на объективные и субъективные причины возникновения профессиональной деформации позволит предотвратить риски профессионального становления. «Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций» [4]. Преподаватели вузов и руководители образовательных организаций в локальные программы мониторинга профессионально-личностного развития студентов или педагогических работников должны включить индикаторы/признаки профессиональной деформации: потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии, склонность к обезличиванию в общении, дефицит милосердия. Информацию о типах и видах профессиональной деформации педагогов могут дать педагогические ошибки и педагогические конфликты.
Кадровый менеджмент в образовательной организации содержательно дополняется технологией преодоления профессиональной деформации педагогов, которая систематизирует индивидуальные программы профессиональной карьеры, профессиональной реабилитации и коллективные программы поддержки социально-психологического климата, досуговой рекреации, развитие психолого-педагогической службы.
Доманицкая Н.В., педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, член международной ассоциации джазовых школ.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Литература: