Информационный портал «Управление образованием» 31 марта 2016 года провёл вебинар «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с новыми нормативными документами». В работе приняли участие представители более 30 регионов России. Среди участников была проявлена высокая активность в обсуждении темы вебинара. Отдельные вопросы привлекли особое внимание руководителей и педагогов. Эксперт, проводивший онлайн-встречу, — Ирина Николаевна Попова, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент — ответила на возникшие вопросы. Мы публикуем материал, построенный на комментариях Ирины Николаевны.
Проектирование предпрофессиональных программ дополнительного образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые учреждением дополнительного образования, подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (ст. 75 Закона № 273-ФЗ).
Дополнительные предпрофессиональные программы:
— в области искусств реализуются в целях выявления одарённых детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими теоретических знаний, умений, практических навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
— в области физической культуры и спорта направлены на отбор одарённых детей; формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта; освоение этапов подготовки, в том числе с учётом дальнейшего обучения по программам спортивной подготовки; подготовку одарённых детей к поступлению в профессиональные образовательные организации в области физической культуры и спорта.
Можно ли реализовывать предпрофессиональные программы в ЦДТ?
1) Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (в детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы СПО в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования (п. 3 ст. 83 Закона № 273-ФЗ).
2) Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта раскрываются в ст. 84 п. 2 Закона № 273-ФЗ.
Написание программ для ДЮСШ регламентируется приказами Минспорта России (ФГТ и ФССП), есть ли информация по этой теме?
Информацию по этому вопросу можно найти на сайте (перейдите по ссылке).
Дополнительное образование в каникулярный период
Вопросы по организации дополнительного образования в летний период разрешаются естественным образом при условии грамотного оформления календарного учебного графика, который определяет режим отдыха, связанный с очередным отпуском педагога.
Вопрос «Справедливо ли лишать детей каникул?» несколько упускает из внимания психологическую природу развивающейся личности ребёнка, основанную на необходимости содержательной активности и разнообразии видов деятельности. Детям вредно безделье и «ничегонеделание», «вплоть до неврозов (так называемые «воскресные неврозы», специфическая форма депрессии, которой страдают люди, сознающие бессодержательность своей жизни (В. Франкл)!» (А.Г. Асмолов)).